Журнал для автомобилиста

Архивы фсб возможно скрывают правду об убийстве сергея есенина еврейскими чекистами. Как и почему умер С. А. Есенин? Почему погиб есенин

Споры о смерти великого поэта не утихают

120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина исполнилось в этом году. Но до сих пор не прекращаются ожесточенные споры о том, покончил ли он жизнь самоубийством или был убит. Официальная версия, та, что приводится в энциклопедиях, прежняя - речь идет о самоубийстве. Таковой она была в советские времена, такой остается и сейчас.

Однако после краха СССР и раскрытия архивов появилось множество публикаций, книг, документальных фильмов, которые проводят другую версию – Есенина убили. Причем, некоторым исследователям, в частности, петербургскому писателю Виктору Кузнецову, удалось добыть такие документальные доказательства, что версия убийства выглядит более чем убедительно.

Однако, об этом позднее – а сейчас мы расскажем о том, на что многие прежние исследователи почему-то обратили мало внимания, или не обратили внимания вообще. Есенина не просто убили, он не мог не быть «ликвидированным», как говорили в те времена. И вовсе не за свои «смелые» разговоры, многочисленные скандалы и дебоши, …а за стихи, которые он писал. Вспомним, как только за одно стихотворение про «кремлевского горца» был стерт в лагерную пыль Осип Мандельштам. А у Есенина таких стихов, где он с ненавистью и презрением говорит не только о главарях коммунистического режима, но и об этом режиме вообще, было немало. Почему же на это не обратили внимания? А, наверное, по очень простой причине: эти стихи при советской власти не публиковались, а если кое-что и печаталось, то с купюрами, которые сохранились до наших времен.

Настоящим вызовом коммунистической власти стала его поэма «Страна негодяев» - так он называл в ней СССР.

Пустая забава.

Одни разговоры!

Ну что же?

Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те жулики, те же воры

И вместе с революцией всех взяли в плен…

Банды! Банды!

По всей стране.

Куда ни вглядись, куда ни пойди ты –

Видишь, как в пространстве,

На конях

И без коней,

Скачут и идут закостенелые бандиты…

Один из главных героев этой поэмы – Чекистов-Лейбман, в котором без труда угадывается могущественный Лейба Троцкий. В этой есенинской поэме он так отзывается о русских:

Жили весь век свой нищими

И строили храмы божие…

Да я бы их давным-давно

Перестроил в места отхожие.

Рязанский скандалист позволял себе резкие выпады против членов Политбюро ЦК РКП(б), характеризовал Гражданскую войну как "дикость подлую и злую", сгубившую тысячи прекраснейших талантов:

В них Пушкин,

Лермонтов,

Кольцов,

И наш Некрасов в них.

В них я.

В них даже Троцкий,

Ленин и Бухарин.

Не потому ль моею грустью

Веет стих,

Глядя на их

Невымытые хари.

Все эти крамольные строки неуклонно выбрасывались из сборников поэта с 1926 по 1990 год, да и сегодня без них обходится стихотворение "Русь бесприютная" во многих сборниках.

Не исключено, что до Троцкого могла дойти также фраза Есенина, сказанная в Берлине писателю-эмигранту Роману Гулю: "Не поеду в Россию, пока ею правит Троцкий-Бронштейн. <...> Он не должен править".

Троцкий о всех таких выпадах в свой адрес, безусловно, знал, как же он после этого мог относиться к Есенину? Тем более что в «Стране негодяев» поэт называл Троцкого еще резче. А в те времена антисемитизм был в СССР уголовно наказуемым преступлением, за такие выпады вполне могли бы поставить к стенке. Любого другого и поставили бы, но знаменитого поэта решили убрать другим способом.

Однако в среде наших либеральных историков имеется тенденция изображать Троцкого чуть ли не покровителем Есенина. Как это делает, например, Николай Сванидзе, состряпавший о Есенине документальный фильм. В оправдание Троцкого Сванидзе приводит тот факт, что после смерти поэта Троцкий опубликовал о нем в «Правде» хвалебный некролог. Но это было ничем иным, как акцией по прикрытию совершенного преступления. Троцкому-Чекистову никак не могла нравится поэзия русского крестьянского поэта, таких он люто ненавидел и презирал. Ведь не случайно же, что после пышных похорон стихи поэта были в СССР запрещены. Врага Есенина не устраивала его чуждая Октябрю поэзия последних лет, о чем сам "архитектор революции" и писал в "Правде": "Поэт погиб потому, что был не сроден революции".

Словом, «хари» помнили все и ничего не прощали. Недаром Ленин, сам политик коварный, называл Троцкого "Иудушкой", говорил о его "иезуитстве" и "утонченном вероломстве". После возвращения Есенина из-за границы Троцкий даже хотел его "приручить", предлагая ему возглавить новый литературный журнал, но договориться с поэтом не удалось. Есенин прекрасно понимал, что его ждет за такие стихи от «немытых харь» и писал, предчувствуя свою трагическую судьбу:

И первого

Меня повесить нужно,

Скрестив мне руки за спиной,

За то, что песней

Хриплой и недужной

Мешал я спать стране родной…

Вот и повесили…

Был полон творческих планов

Множество фактов свидетельствует, что Есенин вовсе не был, как утверждают, в состоянии маниакальной депрессии во время своего приезда в Ленинград. По свидетельствам современников, поэт был настроен на работу, читал друзьям стихи, рассказывал о новом журнале. За 1925 год у него вышло 8 книг, им было подготовлено полное собрание сочинений. Материальное положение Есенина было успешным - и не только благодаря будущей хорошо оплачиваемой работе. Существовал договор с Госиздатом на выплату гонорара за полное собрание сочинений в течение полутора лет. Первый перевод на 640 рублей уже поступил. Еще в Москве издателю Евдокимову Есенин рассказывал о своих планах - работе в журнале “Поляне”, руководство которым обещал ему Киров. Племянница поэта Светлана Есенина рассказывала: “Вскоре в Ленинград Есенин должен был перевезти и семью, о чем свидетельствует его телеграмма от 7 декабря, в которой поэт просил Вольфа Эрлиха подыскать ему трехкомнатную квартиру”. Все это говорит о его позитивном настрое.

Есть еще одно обстоятельство, которое не могло не настраивать поэта на оптимистический лад. В Баку он познакомился с Сергеем Кировым, который отнесся к нему очень хорошо.

18 декабря 1925 года в Москве начал работу XIV съезд ВКП(б). На нем разворачивалась грандиозная политическая драма. Оппозиция Л. Каменева и Г. Зиновьева вчистую проиграла Сталину. Каменев был переведен в кандидаты в члены Политбюро, Зиновьев потерял контроль над Ленинградской парторганизацией, чистка которой была поручена Кирову. Кирова вот-вот должны были перевести в Ленинград, назначив на место Зиновьева. К тому же и Троцкий уже терял свою власть.

Сторонники версии о самоубийстве неизменно приводят, как доказательство склонности Есенина к суициду, факт его пребывания в психиатрической клинике Москвы. Мол, двинулся умом поэт на почве пьянства, вышел из психушки, приехал в Ленинград и тут же повесился. На самом деле Есенин оказался в клинике вовсе не по состоянию здоровья. Его устроили туда, спасая от судебного процесса, который хотели устроить над ним после скандала 6 сентября 1925 года в поезде Баку — Москва, где он резко повздорил с дипломатическим курьером Альфредом Рога и Юрием Левитом, близким знакомым всесильного Льва Каменева. Рога и Левит через канцелярию наркомата по иностранным делам подали на поэта в суд, требуя «возмездия». Секретарь суда В. Гольдберг строчила Есенину грозные предписания. С него взяли подписку о невыезде. Положение Есенина становилось угрожающим.

Выход из сложного положения подсказали сестры поэта Катя и Шура - «спрятаться» в клинике Московского университета. Поэт долго не соглашался, однако все-таки был вынужден 26 ноября 1925 года лечь в больницу. Опекал его здесь профессор Петр Ганнушкин, оберегая его от судебных исполнителей и всех тех, кто стремился во что бы то ни стало «упечь» его в тюрьму. Он даже выдал ему для этого удостоверение:

«Удостоверение

Контора психиатрической клиники сим удостоверяет, что больной Есенин С. А. находится на излечении в психиатрической клинике с 26 ноября с. г. и по настоящее время; по состоянию своего здоровья не может быть допрошен на суде.

Ассистент клиники Ганнушкин».

Чекисты приходили в клинику, чтобы арестовать Есенина, но врачи его не выдали.

О том, что Есенин в смысле состояния психики был совершенно здоров, говорит тот факт, что именно в клинике он написал некоторые свои стихотворные шедевры: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Ты меня не любишь, не жалеешь..», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» и др. Есть версия, что по этой же причине – спасаясь от суда, он и уехал поспешно в Ленинград.

Свидетельство Сварога

Вопреки утверждениям в энциклопедиях будто сразу после смерти Есенина никто об убийстве «несколько десятилетий» не говорил, об этом стали говорить сразу. Художник Василий Сварог, который сделал рисунок мертвого Есенина еще без грима, писал в 1927 году: “Мне кажется, этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он “забыл” свой портфель в номере Есенина. И домой он “спать” не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах.

Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в “Англетере” всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже и осталось много следов.

Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту гостиницы Назарову. А где теперь этот дворник? Сначала была “удавка” - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой “Жилетт” по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... “Вешали” второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве...”.

Свидетельство Сварога, который одним из немногих видел еще неприбранный труп Есенина, в нарушение законодательства к делу не приобщили.

Существует еще одна загадочная личность в деле о смерти Есенина, некто Л. Сосновский, приятель Троцкого, фельетонист. Именно по его обвинению возникло дело 4-х поэтов, обвиненных в антисемитизме (Есенин, Клычков, Орешин, Ганин). Все поэты умерли насильственной смертью, также, как, впрочем, и Сосновский (именно его имя фигурирует в деле расстрела царской семьи), расстрелян в 1937-м. Еще одна жертва - А. Соболь, который заступился за поэтов-"антисемитов". Вскоре после похорон Есенина он был найден возле памятника Достоевскому с простреленной головой.

В «Англетере» не жил?

Однако самое сенсационное открытие сделал упомянутый уже петербургский писатель В. Кузнецов: опровергая версию о самоубийстве, изучая документы гостиницы «Англетер», он обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил!

Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили висящий на трубе парового отопления его труп. Те, кто помнит советские времена, хорошо знают, что значило тогда получить номер в престижной гостинице (а «Англетер», расположенный рядом с самым престижным отелем города «Астория», был именно таким). Каждый поселившийся регистрировался, портье записывал данные его паспорта. Органы следили за этим очень строго. На каждом этаже были специальные коридорные, связанные с ГПУ, так что безымянный жилец без регистрации в таком отеле никак не мог появиться.

И не появился, потому что никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера», в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ и говорили то, что от них требовали. Тем более, заметим, что за Есениным тогда следили, в Москве на него было заведено уголовное дело, и его появление в Ленинграде вообще можно было рассматривать, как бегство от правосудия. А с такими в СССР разговор был короткий.

Как считает Кузнецов, короткий разговор был и с Есениным. Как только он появился в Ленинграде, то сразу же был арестован и привезен в следственный дом ГПУ на улице Майорова, д. 8\25. Там его с пристрастием допросили. Операцией руководил известный чекист Яков Блюмкин. Смысл допросов заключался в том, что Есенина хотели завербовать в качестве секретного сотрудника ГПУ.

Есть еще версия, согласно которой у поэта требовали отдать документ, который компрометировал Л. Каменева.

В Москве хмельной Есенин рассказал прозаику Тарасову-Родионову, что после отречения Николая II в 1917 году престол предложили брату Михаилу и Каменев из сибирской ссылки тут же послал телеграмму с поздравлениями новому царю. А Михаил отказался от престола. Есенин (он служил при санитарном поезде в Царском Селе) похвастался, что эта опасная для Каменева телеграмма якобы хранится у него: «Она у меня надежно спрятана». Прозаик, осведомитель ГПУ, тут же стукнул куда следует. И Есенина ждали в Ленинграде…

Вряд ли Троцкий лично давал приказ убить поэта, но так уж случилось. По-видимому, Есенин, привычный к дракам, сопротивлялся и с силой толкнул Блюмкина, тот упал. Тогда прогремел выстрел. На фотографии виден след от пулевого ранения, а после этого Блюмкин ударил Есенина рукояткой револьвера в лоб.
Блюмкин после убийства из Ленинграда связался с Троцким и спросил, что делать с трупом Есениным. Тот ему ответил, что завтра появится его статья в газете о том, что неуравновешенный, упаднический поэт наложил на себя руки, и все замолчат. Решили произвести инсценировку самоубийства – благо зловещий дом 8\25 находился недалеко от «Англетера». Труп перенесли в номер, в котором никто не жил.

Разумеется, прямых доказательств того, что дело было именно так, нет, да и быть не может. Все свидетели давно мертвы, а документы – уничтожены. Однако Кузнецову удалось познакомиться со знакомой работавшей в «Англетере» уборщицы Варвары Васильевой. Перед смертью та успела ей рассказать, что поздно вечером 27 декабря какие-то пьяные громилы тащили то ли с чердака, то ли с подвального лабиринта мертвое тело. Не исключено, что это и был труп Есенина.

Об убийстве говорит и множество других фактов. Так, например, утверждается, что знаменитые предсмертные стихи «До свиданья, друг мой, до свиданья…» поэт написал кровью, поскольку в номере будто бы не было чернил. Однако на фотографии номера, где был повешен поэт, на столе отчетлива видна чернильница. Кроме того неизвестно куда пропала ручка, которой он якобы писал эти стихи. Бесследно исчез из номера и пиджак Есенина. Куда исчезли эти вещи, которых нет в описи, если речь шла о самоубийстве?

Мало того, порезы, из которых Есенин будто бы брал кровь для написания стихов, были сделаны на его правой руке, хотя поэт вовсе не был левшой.

Как же он мог макать в них ручку? Это очень неудобно! Такие порезы должны быть на его левой руке. Значит, это следы пыток или побоев. А как, например, объяснить синяк под глазом Есенина? И ссадины на теле, которые отчетливо видны на фото? Вмятину на лбу объясняли тем, что, повесившись, он прижался лбом к раскаленной трубе парового отопления, оттого, мол, и был этот страшный ожог. Однако в то время батареи в Ленинграде, в том числе и в «Англетере» были едва теплыми. Было холодно. Тот же Эрлих свидетельствует в своих показаниях, что придя в номер, он застал Есенина, сидящего в шубе!

Получается, что единственным документальным доказательством самоубийства было прощальное стихотворение самого поэта. Однако его обнародовал Эрлих, называвший себя «другом Есенина», а на самом деле бывший всего лишь крутившийся возле поэта «шестеркой» (и как уже давно установлено, тайным агентом ГПУ). Никак невозможно поверить в то, что поэт мог доверить ему свое трагическое «послание потомкам».

Утверждают, что графологическая экспертиза потом подтвердила, что почерк принадлежал Есенину. Но этому есть другое вполне логичное объяснение. Мастером по подделке почерков был Яков Блюмкин. В своем «Архипелаге ГУЛАГ» Александр Солженицын приводит тот факт, что Блюмкин в камере признался, что сделал поддельное письмо Савинкова, да так ловко, что потом этому все поверили. Для ГПУ подделка чужих писем вообще было обычным делом.

Вклад «друзей»

Немалый вклад в утверждение мифа о «самоубийстве» Есенина, увы, внесли и его собратья по поэтическому ремеслу. В 1926 году вышла книжка А. Крученых «Гибель Есенина». В ней этот отнюдь не ангажированный советской властью именитый тогда поэт писал: «Тупое, беспросветное нытье Есенина и есенистов делает их «поэзию» воем кандидатов в самоубийцы! Да, так жить, как жил Есенин, конечно, не ново. Современные поэты должны жить новой жизнью и надо сделать так, чтобы они хотели и могли жить этой жизнью и, чтобы в их творчестве не осталось ничего от умирающего старого мира…».

Но вот парадокс, о Крученых и других недоброжелателях Есенина уже давно забыли, а светлое имя русского гения Сергея Есенина и его удивительные стихи по-прежнему с нами!

Специально для «Столетия»

Смерть Сергея Есенина до сих пор является одной из самых загадочных трагедий начала ХХ века. Тогда, холодной ночью 28 декабря 1925 года, поэта нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Когда поэт Василий Наседкин привез гроб в Москву, он пришел домой и сказал: «Сергея убили!» Что же на самом деле произошло в «Англетере» в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года?

Номер был разгромлен. Есенин висел на вертикальных трубах парового отопления. На его теле зафиксировано множество повреждений. Но следствие настаивало на самоубийстве.

По официальной версии так и считалось: Сергей Есенин покончил с собой, но выяснилось, что эта версия не выдерживает столкновения с фактами.

Теперь, через девяносто лет, множество исследователей (например, петербургский писатель Николай Астафьев в книге «Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители») утверждают: Есенина убили, а многие документы, приобщенные к делу, сфальсифицированы.

Например, записки якобы Есенина к Эрлиху, которые должны были доказать, что поэт приехал в «Англетер» добровольно (по утверждению сторонников версии убийства), были написаны не его рукой.

Сергей Есенин — в нижним левом углу, Эрлих — в верхнем правом

Одна записка, якобы написанная Есениным, звучит так: «Вова, захвати вещи ко мне в гостиницу. С. Есенин».

Вторая записка: «Вова, я поехал в ресторан Михайлова, что ли, или Федорова? Жду тебя там. Сергей».

Николай Астафьев считает, что это явная подделка, что это не рука Есенина.

Зачем же понадобилось фальсифицировать документы дела, если это банальное самоубийство?

Малоизвестная записка, приписываемая С.А. Есенину, упоминаемая в протоколе опроса В. Эрлиха (лицевая сторона) РО ИРЛИ, Фонд 697, оп. 1, ед.хр. 32

Возможно затем, что Есенина доставили в пустой номер гостиницы насильно, но это надо было скрыть.

Петербургский писатель Виктор Кузнецов, изучая документы гостиницы «Англетер», обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил! Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили его труп, висящий на трубе парового отопления.

Мемуарная записка Есенина, упомянутая в воспоминаниях В. Эрлиха (лицевая сторона), РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 30

Никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера», в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ.

В XXI веке родственники поэта, исследователи и просто граждане не раз обращались в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о возобновлении уголовного дела о предполагаемом убийстве Сергея Есенина.

Полученные ответы, как под копирку: «Подтверждена причина смерти поэта в результате сдавления органов шеи петлей при повешении».

Вот и думайте, как хотите: то ли кто-то это нарочно сделал, то ли действительно он это сделал сам.

Между тем, есть десятки косвенных доказательств, по которым можно работать.

Первый вопрос: когда, кем и при каких обстоятельствах все документы следствия были повреждены? Причем идентичным образом: у них вырван фрагмент в нижней части листа.

Второй вопрос: доверенность, которая приложена к делу – это доверенность, написанная рукой Эрлиха. И на ней значится совершенно чудовищная подпись Сергея Александровича Есенина . В то время, когда в вещах Есенина обнаружили написанную его рукой доверенность, но порванную.

Доверенность, написанная В.И. Эрлихом, с неадекватной подписью С.А. Есенина

Третий вопрос: почему к документам следствия не была приложена так называемая предсмертная записка – стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»? Если ей придается такой статус, значит, она должна быть в официальном деле.

Четвертый вопрос связан с участковым надзирателем, а именно, его подписями на документах: почему-то они разнятся. В акте от 28 декабря у Горбова одна подпись, в протоколах опроса свидетелей она совершенно иная.

Еще одна череда косвенных доказательств связана с самими посмертными фотографиями. Во-первых, мы не имеем фотографии трупа в петле. Во-вторых, мы не имеем ни одной посмертной фотографии, где Сергей Александрович был бы изображен в полный рост.

Художник Василий Сварог, который рисовал мертвого Есенина еще без грима, сказал в 1927 году:

«Сначала была «удавка» – правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…».

Однако этим свидетельствам доверяют не все. Филолог Олег Лекманов, профессор ВШЭ, автор биографии Сергея Есенина, считает, что поэт повесился сам.

«Есть стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которое он перед тем, как покончить с собой, а он, безусловно, стопроцентно покончил с собой, записал кровью на листочке и передал Вольфу Эрлиху. Пускай те, кто отстаивают эту так называемую «версию» убийства, сначала нам докажут каким образом убийцы смогли его заставить это стихотворении выдумать, сочинить, потом его написать на листочке кровью».

Стихотворение, которое сейчас трактуется многими как вещдок, не было привлечено в качестве такового. Вероятно потому, что там нет датировки.

Стихотворение «До свиданья…» (подлинник) (РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 14)

Это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эрлиху за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эрлиху.

Это первое.

Второе – неестественно согнутая рука. Живой поэт мог держаться за трубу, но после смерти мышцы ослабевают, и руки у самоубийцы должны опуститься вдоль туловища, чего не произошло.

Третье – шрамы от губы к подбородку. Они образуются, если преступник душит жертву сзади.

Сергей Есенин с сестрой

Сомневались в самоубийстве Сергея Есенина и его современники: Анна Ахматова, Павел Лукницкий, Осип Мандельштам . Сомневались, потому что знали и дерзкого Есенина, и еще лучше – то время, в которое жили.

Четвертое – пробитый лоб, то есть вмятину официальная версия объясняет ожогом, который получил Есенин уже после повешения от горячей трубы отопления, на которой он висел, а не от прижизненного удара.

Но воронежский режиссер Евгений Парщиков, автор фильма «Есенин. 1925 – 2010», уверен, что это не так. Он привлек родственников поэта и независимых экспертов, которые выяснили, что фотография номера, сделанная после трагедии, фальшивка. Ее развернули, чтобы как-то объяснить неудобные следствию факты.

Номер Есенина в гостинице «Англетер» после трагедии

Данный снимок показали эксперту по судебной фотографии, и он сказал, что снимок является зеркальным перевертышем реального положения в номере, то есть трубы находятся не в правом углу, а в левом. Но это не просто трубы и не просто углы – направление раны на лбу Сергея Александровича таково, что оно могло быть получено только в правом углу. То есть мы получаем полную несостоятельность официальной версии.

«Я знал поэтессу Иду Наппельбаум… Так вот. Ее брат Лев помогал отцу – фотографу во время съемок. Он рассказал сестре, как помогал милиционеру, стоявшему на стремянке, снимать тело поэта с трубы отопления. Он был свидетелем того факта, что Есенин висел не в петле, как это бывает у самоубийц, а веревка была несколько раз намотана вокруг шеи. Потому-то его тело и пришлось снять до прихода писателей – повешен он был уж очень неправдоподобно» (Николай Браун, поэт, переводчик, бывший политзаключенный, общественный деятель).

В качестве возможных идеологов устранения поэта фигурировали и Блюмкин, и Троцкий, и Агранов , которого называли палачом русской интеллигенции.

Сергей Есенин с матерью

В самоубийстве Есенина сомневалось и духовенство, настолько, что священники сочли возможным отпевать поэта на похоронах, что для самоубийц недопустимо.

Церковные панихиды на могиле поэта служат и сейчас. Священник Андрей Дударев приезжает каждый год.

«Кто может сказать, что он покончил жизнь самоубийством? Шрам от веревки, на которой якобы повесился Есенин. Если человек вешается, то полоса эта от подбородка тянется к затылку, непременно снизу вверх, а здесь она перпендикулярна относительно позвоночника. Это удавка, стянутая на шее поэта и задавившая не только человека великого, но и русскую культуру».

В воскресенье 27 декабря, по свидетельству Эрлиха, они с Есениным расстались. Эрлих ушел из гостиницы домой, но дойдя до Невского проспекта, он вспомнил, что забыл в номере портфель. Эрлих возвратился в гостиницу. Есенин был один. Он сидел за письменным столом и просматривал рукопись. Был спокоен. Утром его нашли повешенным.

Сергей Есенин за работой

Что именно произошло в те несколько ночных декабрьских часов, доподлинно неизвестно до сих пор.

Виктор КОЛМОГОРОВ

Гостиница «Англетер» в конце первого десятилетия ХХ века (светлое здание слева на переднем плане)

28 декабря 1925 года в 5-м номере гостиницы "Интернационал" (бывш. "Англетер") было обнаружено висящее в петле веревки, привязанной к трубе парового отопления, тело Сергея Александровича Есенина. Официальная версия гласила, что поэт покончил жизнь самоубийством. Но чем больше проходит времени со дня смерти Есенина, тем страшнее, запутаннее, загадочнее становятся обстоятельства его гибели.

В средствах массовой информации появляются новые и новые версии о причине смерти поэта. Все они сводятся в основном к тому, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а был убит.

ОСНОВАНИЕМ для версий служат главным образом воспоминания современников, осмысление политической обстановки в стране, изучение последних дней и часов жизни поэта. Огромное значение придается анализу документов - акта осмотра места происшествия, акта судебно-медицинского исследования тела, изучению посмертных фотографий и масок поэта. Авторы предлагаемых версий - поэты, журналисты, философы, педагоги, бывшие следственные работники. Но среди них нет профессионалов - криминалистов, судебных медиков, работников прокуратуры. "Как часто у нас бывает, труд по восстановлению истины взяли на себя энтузиасты, подвижники", - с гордостью замечает кандидат педагогических наук А. Меликсетян. Признавая безусловное право на журналистское, поэтическое и прочие расследования, считаю, что необходимы исследования и анализ всех документов и материалов, связанных с гибелью С. А. Есенина, а также оценка "версий" только с профессиональной точки зрения. Необходимо подчеркнуть, что цель этой статьи - не выяснение возможных причин "убийства" или "самоубийства" поэта, а установление причины смерти.

Вернемся к событиям, непосредственно предшествующим гибели Есенина. Для этого воспользуемся книгой известного есениноведа Ю. Прокушева. Автор пишет: "7 декабря Есенин отправил из Москвы ленинградскому поэту В. Эрлиху телеграмму: "Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград. Телеграфируй. Есенин". 21 декабря Есенин покидает московскую клинику. 24 декабря он в Ленинграде. Эрлих пока не успел найти для него и одной комнаты. Есенин решил поселиться в гостинице "Англетер". Ю. Прокушев продолжает: "25, 26, 27 декабря Есенин встречался со своими ленинградскими знакомыми и друзьями... На второй день после приезда пили чай, Есенин снова читал стихи, в том числе и "Черного человека". Говорил:

Снимем квартиру вместе с Жоржем (Г. А. Устиновым. - А. М.). Тетя Лиза (Е. А. Устинова) будет хозяйка. Возьмем у Ионова журнал. Работать буду. Ты знаешь, мы только праздники побездельничаем, а там - за работу", - вспоминал В. Эрлих. Казалось, ничто не предвещало беды.

И вдруг... Перед нами подлинник акта осмотра места происшествия, составленного 28 декабря 1925 года участковым надзирателем 2-го отделения ЛГМ М. Горбовым (здесь и далее стиль и пунктуация оригиналов сохранены): "...Обнаружен висящим на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде, шея была затянута не мертвой петлей, а только правой стороной шеи, лицо обращено к трубе, и кисть правой руки захватили за трубу, труп висел под самым потолком и ноги были около 11/2 метров, около места, где обнаружен повесившийся, лежала опрокинутая тумба и канделябр, стоящий на ней, лежал на полу. По снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез, на левой руке на кисти царапины... По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель".

Безусловно, с криминалистической точки зрения документ составлен на крайне низком профессиональном уровне: не описаны обстановка в номере, трупные изменения и пр.

Поэт В. Рождественский записал в этот день: "Пустой коридор одной из "гостиниц для приезжих". Дверь настежь. За круглым столом посередине милиция составляет протокол, а тут же на полу, прямо против дверей, лежит, вытянув ноги и запрокинув лицо, Сережа Есенин. Уже тускнеющие, но все еще золотые волосы разметались по грязному полу среди сора и растоптанных окурков..." Следовательно, после снятия из петли тело первоначально положили на пол, а не на диван, как утверждает ряд авторов. Эта деталь сыграет определенную роль при анализе версий адептов убийства поэта.

Один из сторонников версии убийства поэта поднимает вопрос о необходимости проведения следственного эксперимента. Что же его смущает? "...Рост Сергея Есенина примерно 168 см, значит, подняв руку, он не мог превысить двух метров. Предположим, что поэт встал на тумбу, максимальная высота которой 1,5 метра. Для того чтобы затянуть петлю на трубе парового отопления "под самым потолком", Есенину нужно было совершить с места прыжок на 1,5 метра в высоту и мгновенно обернуть ремень от чемодана вокруг трубы так, чтобы не сорваться. Возможно ли это? Думаю, нет", - рассуждает автор. "Мог ли он, будучи среднего роста, дотянуться до трубы, к которой якобы была привязана веревка?" - сомневается в свою очередь бывший следователь Хлысталов. Это многозначительное "якобы" ставит без всяких оснований под сомнение акт осмотра места происшествия: "...Обнаружен висящим на трубе центрального отопления..." Но специалисты хорошо знают, что между длиной тела и длиной отдельных костей имеются определенные соотношения. Так, длина руки при росте 168 см составляет 60-70 см. На какой же высоте Есенин мог привязать петлю? В акте отмечено: "...ноги были около 11/2 метров". С учетом длины тела и длины руки петля могла быть привязана на высоте около 4 метров, что не противоречит записи в акте: "...под самым потолком". Исследователи-любители считают, что нельзя повеситься на вертикально расположенной трубе, так как под тяжестью тела веревка обязательно должна соскальзывать. Так ли это? Группе экспертов Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы была представлена фотография номера гостиницы, на обратной стороне которой имеется надпись: "18 мая 1966 г. 5-й номер гост. "Ленинградская", ранее "Англетер", где жил и умер Есенин". При проведении эксперимента в процессе исследования присутствовал и обеспечивал видеосъемку прокурор-криминалист Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьев. Путем математических расчетов и экспериментов было установлено: "1. Высота потолка номера 5 гостиницы "Ленинградская" (ранее "Англетер") на представленной фотографии составляет не более 352 см. 2. Человек ростом 168 см при наличии подставки высотой 150 см может прочно закрепить витую (пеньковую, хлопчатобумажную, шелковую веревку) диаметром около 3,7 см на высоте 358 см. 3. С учетом условий, указанных выше, на веревке (при сохранении фиксации узла крепления) может быть подвешено тело весом более 100 кг". Таким образом, рассуждения о невозможности крепления веревки "под самым потолком" и ее соскальзывании беспочвенны. Также не было никакой необходимости "совершать прыжки".

Тело Есенина было обнаружено висящим в петле. В практике судебно-следственных органов чаще всего встречается асфиксия (удушье), вызванная механическими причинами, - при повешении, сдавлении шеи петлей, руками, при закрытии отверстий рта и носа и т. д. При повешении смерть наступает вследствие сдавления шеи петлей, которая затягивается тяжестью тела. Ни в коем случае нельзя путать повешение с удавлением. При наружном исследовании погибшего характерным и достоверным признаком является вдавление на шее - странгуляционная борозда. Борозда является негативным отпечатком материала петли, отображая ее характерные особенности: ширину, наличие узлов, строение ткани петли и т. д., - и выражена тем лучше, чем дольше труп находился в петле. При повешении странгуляционная борозда всегда направлена косо вверх. Это вызвано тем, что одна часть петли (свободный конец) укрепляется за какой-либо предмет, в данном случае за трубу, другой, собственно петля, тяжестью тела увлекается вниз. При этом наибольшая вдавленность борозды образуется на противоположной узлу стороне петли.

Это небольшое отступление необходимо для лучшего понимания версий адептов убийства.

Э. Хлысталов в книжке с категорическим, безапелляционным названием "Тайна убийства Сергея Есенина" недоумевает: "На первой фотокарточке мертвый поэт лежит на диване... и сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения не видел. Не было высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение". Ну зачем же передергивать, господин бывший следователь? И на фотографиях, и в акте судебно-медицинского исследования трупа отмечен кончик языка, зажатый между зубами, - "высунутый изо рта язык", пользуясь терминологией бывшего следователя. Зажатый между зубами кончик языка, по мнению многих профессоров - судебных медиков, является одним из признаков смерти от асфиксии при сдавлении шеи петлей. Кстати, о хлысталовских фотографиях: врач-философ Е. Черносвитов в интересной статье "Еще раз о смерти Есенина" замечает: "Но я не мог поверить также в то, что следователю Хлысталову "лет десять назад... в следственное управление неизвестное лицо прислало конверт с двумя фотографиями. На них изображен Есенин". Читаем дальше: "Потом, при личной нашей встрече, Эдуард Александрович (Хлысталов) признался, что "все это нужно было, чтобы интереснее подать жестокий материал". Это напоминает спекуляцию на трагической смерти поэта.

Очевидно, почувствовав всю шаткость своей версии об убийстве, Хлысталов ищет новые доводы и договаривается до отрицания наличия странгуляционной борозды на шее поэта: "Почему у покойного поэта не видно странгуляционной борозды? Она на шее повешенного или повесившегося не исчезает, имеет ярко выраженный фиолетовый цвет". Однако следователю, даже бывшему, не мешало бы прежде всего заглянуть в акт судебно-медицинского исследования трупа, на который, кстати, в дальнейшем он неоднократно ссылается.

Продолжение следует

Изучая документы...

ИССЛЕДОВАНИЕ тела С. А. Есенина было произведено 29 декабря 1925 года в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским экспертом, выпускником С.-Петербургской военно-медицинской академии А. Г. Гиляровским. Акт вскрытия выполнен от руки, левый нижний угол его оторван, разорванные обрывки хранятся в приложенном конверте. В акте вскрытия записано: "На шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева вверх, теряющаяся около ушной раковины спереди". Таким образом, судя по описанию, на шее поэта имелась косо восходящая снизу вверх, справа налево одиночная незамкнутая странгуляционная борозда. Подобная борозда, как отмечалось, характерна для затягивания петли тяжестью тела, т. е. для повешения. Сторонники убийства поэта считают, что, если нет мертвой петли вокруг шеи, человек не может умереть. Тем более что хрящи гортани у Есенина были целы. Петли бывают закрытыми (замкнутыми) и открытыми (незамкнутыми), повеситься, как показывает судебно-медицинская практика, можно на любой из них. Далеко не в каждом случае повешения встречаются повреждения хрящей гортани, тем более если петля на шее располагалась "над гортанью". Также несостоятельно с судебно-медицинской и криминалистической точек зрения утверждение профессора Ф. Морохова, что повеситься "на ремнях крайне трудно, если совсем невозможно". Но непонятно, почему те, кто пытается раскрыть тайну смерти С. А. Есенина, упорно говорят о "ремне". Ведь в акте осмотра места происшествия записано: "При снятии трупа с веревки...", в акте исследования трупа - "борозда шириной с гусиное перо". Так что же - веревка, как записано в документах, или ремень?

Группа крупных ученых - судебных медиков в составе профессора В. Н. Крюкова, доцента В. О. Плаксина, экспертов С. А. Никитина и С. С. Абрамова, изучив ряд посмертных фотографий, пришла к заключению: "Странгуляционная, восходящая кзади незамкнутая борозда в верхней трети шеи, которая образовалась при повешении, от сдавления шеи петлей из витой веревки, возможно, связанной с ремнем, широкой тесьмой и т. п.". Все-таки веревка!

С. Куняев в своем страстном, честном, пронизанном болью за судьбу поэта исследовании приводит свидетельство Г. Устинова: "Труп держался одной рукой за трубу отопления. Есенин не сделал петли, он замотал себе шею веревкой так же, как заматывал ее шарфом. Он мог выпрыгнуть в любую минуту". Но может ли человек "выпрыгнуть из петли"? Возможно ли самоспасение, когда на шее затягивается петля? Два профессора судебной медицины - Миновичи в Румынии и Флейхман в Германии - проводили на себе, как это часто бывает в медицине, опаснейшие эксперименты. Профессора вызывали у себя явления асфиксии, сдавливая шею мягкой веревкой, перекинутой через блок. Врачи-ассистенты через заранее оговоренное время извлекали их из петли. Ощущения исследователей почти полностью совпали. Оба ученых подчеркивали, что сразу же появилось желание сбросить петлю. Они сознавали, что следует прекратить рискованный опыт, но "не могли пошевелить даже пальцем". Проведенные исследования по существу исключают возможность самоспасения в петле, а тем более возможность "выпрыгнуть" из нее.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком...

Кто же не знает этого стихотворения известного мастера слова Сергея Есенина? Словно роща из собственного стиха, отговорил и Сергей Александрович 28 декабря 1925 года. Разговоры о том, какой на самом деле была смерть Есенина, не прекращются до сегодня. Было ли это самоубийство, как написано в протоколе о смерти? Или все-таки, с помощью недоброжелателей распрощался с жизнью русский поэт?

Самоубийство

По утверждению сотрудников милиции и судмедэкспертов, расследовавших это дело, был совершен акт суицида. Воспоминания некоторых друзей, которые были рядом с поэтом в его последние дни, тоже указывают на это. Ни для кого не секрет информация о злоупотреблению Есениным алкоголя. В результате алкоголизма частые расстройства психики заставили его согласиться на стационарное лечение в психиатрической клинике 1-го университета в конце ноября. Неожиданностью для всех стала внезапная выписка Сергей Александровича А через три дня он уехал гостинице "Англетер". 23 декабря в гости к поэту заходил которому первый передал текст стиха " До свиданья, друг мой, до свиданья". Он и видел Есенина последним. 28 декабря Елизавет Устинова, жена пришла с приглашением в гости к Есенину, а затем пришел Эрлих. Дверь упорно никто не открывал. Заподозрив неладное, они позвали администрацию гостиницы. Открыв двери все увидели труп поэта, подвешенный к отопительной трубе. Внезапная смерть Есенина потрясла всех, возможно из-за этого и родилось столько слухов. Судмедэксперт Александр Гиляревский так постановил причину смерти: как сдавливание дыхательный путей вследствие повешения. Все осмотры и составление соответственных документов проводились в присутствии понятых. Также было установлено, что вмятина на лбу погибшего - следствие соприкосновения с отопительной трубой. Вмятина над правым глаза образовалось от контакта с горячей трубой, и в результате кожа высохла и сморщилась.


В ходе было сделано 7 слепков головы поэта, на основе которых и сделаны данные выводы. Расстройство психики у погибшего подтверждает медицинское заключение от 24 марта 1924 года психиатрической клиники 1-го МГУ.

Убийство

Тайна смерти Есенина не разгадана до сих пор. Многие противники власти настаивают на убийстве поэта. И к тому же находят много аргументов по этому поводу. Во-первых, смерть Есенина нисколько не связана со стихом, посвященным Вольфу Эриху. Мать русского поэта, Татьяна Федоровна утверждает, что стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья" было создано за несколько месяцев до гибели. И ничего суицидального в нем нет, поскольку строки были посвящены Алексею Ганину, другу Есенина, который был приговорен к Вот только вопрос: зачем посвящать такой печальный стих другу, который ожидает смерти? Еще одна несостыковка состоит в том, что смерть Есенина не подтверждена никакими бумагами кроме нескольких актов и протоколов дознаний. Отсутствуют документы с описанием места происшествия и проведением следственных экспериментов. К тому же пятно на правом веке сторонники этой точки зрения рассматривают как след от пули.

В январе 1926 года дело по поводу смерти уже было закрыто, и ни один документ не был добавлен в дело.Сергей Есенин, смерть которого наступила 25 декабря 1925 года, был открытым человеком и никакого изменения в поведении друзья не замечали.

Истинной причины до сих пор не найдено. Так может оставить в покое мастера прекрасного слова, настоящего умельца не только писать, но и мыслить метафорично? Сторонники самоубийства не берут во внимание факты, приведенные другими, а вторые, в свою очередь, не принимают доказательств первых. Может, лучше оставить в покое смерть Есенина, какой бы она ни была? Лучше дать ему спокойно отдохнуть на том свете, а нам продолжать наслаждаться его стихами на свете этом.

Сергей Есенин не жил в "Англетере". И не был самоубийцей

К такому выводу пришел петербургский литературовед Виктор Кузнецов после нескольких лет работы в секретных архивах. Предметом научных интересов историка русской литературы Виктора Кузнецова в прежние годы было творчество Алексея Кольцова и Ивана Никитина, поэтов-народовольцев и поэтов "серебряного века"... Одним он посвятил диссертацию, другим - журнальные публикации и книги.

В случае с Сергеем Есениным внимание исследователя сосредоточилось не только на особенностях творчества поэта, но и на обстоятельствах его трагической судьбы. Более того, характер новой работы потребовал от литературоведа качеств дотошного и терпеливого детектива.

Результатом поиска Кузнецова в архивах ФСБ, МВД и других фондах явилась совершенно отличная от официальной версия трагедии, разыгравшейся 75 лет назад в гостинице "Англетер": Сергей Есенин не сводил счеты с жизнью, а стал жертвой заказного политического убийства. Со своей гипотезой, которая опирается на неизвестные прежде архивные документы и факты, осмысленные в контексте того времени, ученый знакомит сегодня читателей "Тайного советника".

Сказка об «Англетере»

Режимный объект

Виктор Иванович, начнем с события общеизвестного: в конце декабря 1925 года Есенин приезжает из Москвы в Ленинград, останавливается в гостинице «Англетер»...

Увы, именно с этого утверждения и начинается тот самый миф о последних днях жизни поэта, в плену которого все мы находимся столько лет. Как ни правдоподобен факт остановки Есенина в «Англетере», но я решил его все же проверить, а заодно попытаться выяснить подробности его пребывания в гостинице. Кто в те дни там жил, работал, обслуживал номера, был комендантом? Смущало, что ни один из постояльцев и сотрудников гостиницы впоследствии не оставил после себя воспоминаний хотя бы о мимолетной встрече с популярным и многими любимым поэтом, который, согласно официальной версии, проживал там с 24 декабря.

Нет свидетельств и о том, кому звонил Есенин в те декабрьские дни, с кем встречался до вечера 27 декабря, - ведь в Питере у него была масса знакомых, а сам он считался очень общительным человеком. Неужели долгими зимними вечерами сидел в номере в одиночестве?

Я выяснил, что гостиницы города в те годы контролировал экономический отдел ГПУ. Списки проживающих, рабочие журналы гостиницы надеялся найти в архиве ФСБ. Однако получил из этого ведомства ответ, что архив экономического отдела той поры неизвестно когда таинственно исчез. Дверь, так сказать, захлопнулась, а ключ куда-то выбросили...

Но 1925 год - это, как известно, время эпохи нэпа с ее относительной свободой предпринимательства. Значит, должны существовать какие-то документы, отражающие доходы и налогообложение граждан. И они были. Каждого жителя страны тогда сопровождала так называемая «форма № 1», где фиксировались жалованье людей, доплаты, различные приработки... Среди прочих документов эта форма требовала составления два раза в год контрольно-финансовых ревизорских списков жильцов гостиниц с довольно обширными сведениями о людях.

Трудным и сложным путем я нашел списки постояльцев «Англетера» середины 20-х годов и могу сегодня перечислить около ста пятидесяти человек, которые проживали в гостинице в конце декабря 1925 года, и около пятидесяти сотрудников «Англетера» вплоть до уборщиц. Так вот, фамилии Есенина в этих списках нет. Иначе говоря, он никогда не жил в «Англетере»! Я был в шоке, когда это обнаружил.

- Но Есенин был человеком известным, его могли поселить в гостиницу без обычных формальностей, по блату...

Исключено. «Англетер» в ту пору был сугубо режимным объектом, где проживали чекисты, партийно-советские чиновники районного и губернского масштабов. Не случайно на каждом этаже располагались так называемые «дежурки» с сотрудниками ГПУ, которые проверяли документы у всех постояльцев.

Лжесвидетели


Номер гостиницы где, был убит Сергей Есенин

Однако существует немало воспоминаний... Одни 27-го вечером гостили у Есенина в номере, другие наутро вынимали его тело из петли, подписывали акт о самоубийстве поэта...

Столкнувшись с одной неправдой, я стал осторожен в оценке каждого документа, каждого человека, так или иначе причастного к этой трагедии. Ну, скажем, любой на моем месте поинтересовался бы актом вскрытия тела Есенина. Но оказалось, что кто-то предусмотрительно уничтожил все акты вскрытия тела, составленные доктором Г. Гиляревским до 1926 года.

Однако сохранились акты того же Гиляревского последующих лет. Я держал их в руках. Сравнил их с актом о смерти поэта, заверенным якобы тем же Гиляревским. Совершенно другая подпись! Больше того, стиль, стандарт, нумерация этого документа абсолютно не соответствуют принятым тогда нормам. Такое впечатление, что человек просто понятия не имел, как это делается. Сомнительным является и акт об обнаружении тела Есенина в пятом номере гостиницы, который составил участковый надзиратель Николай Горбов.

Среди свидетелей этой истории были известные люди - Вольф Эрлих, Георгий Устинов с женой, Николай Клюев, Павел Медведев, Ушаков... Остались их воспоминания...

Давайте разбираться. Николай Клюев - наставник Есенина на раннем этапе его творчества, в дальнейшем - его «ласковый» противник. Причины их расхождения в первые годы советской власти не случайны: Клюев в 1918-1919 годах - секретарь парторганизации, пропагандист беспощадного красного террора, в 1924 году первым выпустил книжку о Ленине. Это далеко не тот Клюев, какого мы знаем по 30-м годам.

Есенин же в 1923 году пережил серьезную мировоззренческую ломку, после чего полностью отошел от своего социального романтизма и приблизился к неприятию Февральской и Октябрьской революций, советской власти. В 1925 году они были совершенно разными людьми. В декабря этого года Клюев пребывал в страшной бедности (сохранилась его слезная просьба к губернскому начальству освободить от платы за квартиру) и в полной зависимости от благосклонности властей. Отчасти этим можно объяснить, что он не возражал, когда оказался в списках лжегостей Есенина. Смалодушничал под давлением тяжелых жизненных обстоятельств? Примечательно, что в дальнейшем он никогда сам не упоминал, что был в тот вечер у Есенина. Случайно?

Георгий Устинов - журналист, критик, якобы проживавший в те дни в «Англетере» и опекавший Есенина. Однако его фамилии тоже нет в списках постояльцев гостиницы. Не числится в них и его супруга Елизавета Алексеевна. Я сравнил его подлинный автограф с подписью на милицейском акте о смерти Есенина - ничего общего! Самое удивительное, что этого «близкого приятеля Есенина», как он именуется во многих источниках, никто не видел ни во время прощания с поэтом в Доме писателей, ни на проводах тела на вокзале.

Вообще официальная биография Устинова мало соответствует фактической. Подчеркивается, что он работал в солидных газетах «Правда» и «Известия», но умалчивается его работа в бундовской газете «Звезда» в Минске. Оказывается, он был исключен из ВКП(б) за несусветную пьянку и потерю связей с партией и всю жизнь пытался в ней восстановиться. Его звездные годы были связаны с периодом Гражданской войны, по фронтам которой он сопровождал в поезде Председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, а затем первым написал о нем пламенную брошюру «Трибун революции», выполнял весьма важные его личные поручения.

Все эти сведения о ключевом свидетеле последних дней жизни Есенина от нас тщательно скрывались много десятилетий - я собирал их по крупицам из малоизвестных публикаций, писем, фондов. «Безупречность» этой персоны охраняет и гриф секретности, который и сегодня продолжает сопровождать в одном из архивов «личное дело» Георгия Устинова.
Мне удалось познакомиться с ним, после чего у меня не осталось сомнений в лживости и заказном характере его мемуаров, призванных сфальсифицировать подлинную историю гибели Есенина. Думаю, что не случаен и бесславный конец этого человека, так и не нашедшего себе места в жизни, - в 1932 году его тело вынули из петли в его собственной квартире.

Чекист в России больше чем поэт

- «Поэт, приятель Есенина в последние два года его жизни». Так справочные разделы есенинских собраний сочинений рекомендуют Вольфа Эрлиха, одну из заглавных фигур трагедии. Это ему Есенин адресовал известную телеграмму от 7 декабря 1925 года: «Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить Ленинград. Телеграфируй». Насколько важна была роль Эрлиха в судьбе поэта?

Мне не вполне ясна была личность этого молодого человека, пока я не обнаружил, что с 1920 года (с восемнадцати лет!) он являлся секретным сотрудником ЧК-ГПУ-НКВД и по этому роду своей деятельности находился в непосредственном подчинении известного чекиста Ивана Леонова, в 1925 году - заместителя начальника Ленинградского ГПУ.

Лично мне кажется подозрительным то обстоятельство, что практически вся компания свидетелей и понятых, поставивших свои подписи под документами о смерти Есенина, состоит из знакомых и друзей Вольфа Эрлиха. Больше того, литературный критик Павел Медведев, поэты Илья Садофьев, Иван Приблудный, журналист Лазарь Берман и некоторые другие также являлись сексотами ГПУ. Литература служила очень удобной ширмой для осведомительской деятельности людей этого сорта. Где граница между их дружескими, творческими отношениями и стукачеством? И какова цена оставленным ими воспоминаниям?

Вызывает вопросы и вояж Эрлиха из Москвы в Ленинград 16 января 1926 года, когда в течение одного дня он сварганил сомнительное свидетельство о смерти Есенина. Причем берет он его в загсе не Центрального района, на территории которого расположен «Англетер», а Московско-Нарвского района. Мелочь? Но не случайная: именно в этом районе все ключевые административные посты тогда находились в руках троцкистов, с помощью которых было проще оформить нужный документ. Эрлих тут же возвращается в Москву на вечер памяти Есенина...

С именем Эрлиха связано и обнародование якобы последнего стихотворения Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...». По его словам, вечером 27 декабря, прощаясь, поэт засунул листок со стихами в карман пиджака Эрлиха с просьбой прочесть их как-нибудь потом, когда он останется один. А Эрлих «забыл» об этих стихах. Вспомнил лишь на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.

29 декабря стихотворение публикуется в ленинградской «Красной газете». Датируется 27 декабря. Но в оригинале нет даты его написания.

И еще вопрос: почему оригинал этого стихотворения впервые появился на свет только в феврале 1930 года? Его принес в Пушкинский Дом крупный политвоенчин, впоследствии - литературный критик Георгий Горбачев. В журнале осталась запись: «От Эрлиха». Но Эрлих в 1930 году - мелкая сошка, сотрудник пограничной охраны ГПУ Закавказья. А «курьер» Горбачев - видный политкомиссар, хороший знакомый Троцкого. Не странно ли? Что-то тут не сходится...

После знакомства с воспоминаниями Вольфа Эрлиха, с его стихами у меня сложилось впечатление, что по характеру своего творчества и по своей натуре он был очень далек от Есенина, если не сказать - враждебен ему. Резкий, злобный, мстительный человек - полная противоположность открытому, доверчивому, сентиментальному Есенину.

Меня буквально обескуражило стихотворение Эрлиха «Свинья», написанное в 1929 году, где есть такие строки: «Пойми, мой друг, святые именины твои отвык справлять наш бедный век. Запомни, друг, не только для свинины, - и для расстрела создан человек». Они тут же вызвали из моей памяти силуэт головы свиньи, нарисованный над бурыми строками оригинала есенинского «До свиданья...». Поначалу это изображение принимали за кляксу. Но нет, свиное рыло с ушами на том листке трудно с чем-то перепутать. Что стоит за этой неожиданной аллегорией, получившей столь зловещее стихотворное продолжение? Нет, очень непрост был в своих взаимоотношениях с поэтом сексот ГПУ Вольф Эрлих.

Тринадцать уголовных дел Есенина

Невольно возникает мысль о заговоре...
- Думаю, что это близко к истине. Но почему тогда возникла необходимость в заговоре? Чтобы исказить, скрыть подлинную картину происшедшего - насильственного устранения Есенина, а говоря проще - его убийства...

- ...И для этого были серьезные основания?

Были. Ведь популярность Есенина была огромной. Его лирическая поэзия резко отличалась от железобетонных словесных конструкций той эпохи, была им укором. На фоне есенинских откровений меркли стихи Кириллова, Полетаева, Казина, Уткина и других приверженцев алгебраической интернациональной поэзии. Они просто не воспринимались народом. Не вписывался Есенин в культурную политику своей эпохи и уже поэтому мешал большевикам, был им опасен.

Кроме того, Есенин как человек внутренне свободный и творчески независимый, не слишком-то придерживался различных условностей, утверждавшихся в обществе пролетарской диктатуры. Это проявлялось и в его поступках, нередко оборачивавшихся скандалами, и в довольно откровенных суждениях по тому или иному поводу.


Убийца Есенина Лейба Бронштейн-Троцкий

Обронил однажды Есенин за столиком в берлинском ресторане, что, мол, не поедет в Россию, пока там правит еврей Троцкий-Бронштейн, а рядом оказался сексот. Донес куда надо. Вернулся поэт домой с клеймом националиста. А еще - скандалист, пьяница, многоженец... Сколько беспокойства доставляла властям такая неуправляемая, но популярная личность!

- И был найден повод...

Он лежал на поверхности - с осени 1925 года Есенин находился под судом. В сентябре, когда он вместе с женой возвращался из Баку в Москву, в поезде у него случился конфликт с одним московским партийным чиновником и дипкурьером. Их стараниями в Москве на вокзале поэт был задержан, допрошен, а вскоре против Есенина было возбуждено судебное дело - уже тринадцатое по счету. В попытке избежать суда он ложится в психиатрическую клинику Московского университета («психов не судят») под опеку своего земляка профессора Ганнушкина. Именно там «психический больной» Есенин написал свой шедевр «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и другие прекрасные лирические стихи.

За поэта тогда заступился нарком просвещения Луначарский, который не хотел шумихи по этому делу в зарубежной прессе. Однако кто-то более всемогущий отверг ходатайство наркома - наиболее очевидной фигурой здесь мог быть Троцкий.

Невозвращенец

- И тогда Есенин решает сбежать в Ленинград...

Но, конечно, не от суда - куда денешься от судебных исполнителей и «органов»? - и не на постоянное местожительство. Он хотел бежать из Советского Союза. Еще 7 февраля 1923 года по пути из Европы в Америку он пишет письмо в Берлин своему приятелю, поэту Александру Кусикову, в котором прямо заявляет о своем неприятии советской власти, Февраля и Октября, добавляя, что «сбежал бы хоть в Африку».

За месяц до смерти, 27 ноября, Есенин пишет из психиатрической клиники своему другу Петру Чагину: «...Избавлюсь (от скандалов.), улажу, пошлю всех... и, вероятно, махну за границу. Там и мертвые львы красивей, чем наши живые медицинские собаки».

Маршрутом бегства могла быть Великобритания, по другим предположениям - Прибалтика. О серьезности его намерений говорит и краткая поездка в Ленинград в начале ноября 1925 года - мосты наводил? Кто-то выдал его настроения, не исключено, что Устинов, - в тот приезд он вертелся рядом с поэтом, вместе пили.

Поэт и киллеры

Итак, еще раз вернемся к очевидному: 24 декабря 1925 года подсудимый Сергей Есенин приезжает из Москвы в Ленинград...

Тут же арестовывается, доставляется в следственный изолятор, допрашивается, до смерти избивается, его тело тайно переносят в пятый номер «Англетера», где и устраивается известное нам святотатство с «добровольным уходом поэта из жизни». Надо ли говорить, что на подобную акцию исполнители вряд ли решились, не имея санкции свыше? Сомнительным выглядел бы и вариант с обнаружением трупа якобы убитого в «кабацкой драке». В этом случае Сталин мог бы докопаться до истины и получить весомый компромат против ленинградской оппозиции, с которой в те дни выяснял отношения на ХIV съезде РКП(б).

Фактически вы выстроили схему заказного убийства. Говоря языком наших дней, напрашивается вопрос: кто мог выступить в роли заказчика этого убийства, кому были поручены функции киллера?

Думаю, что к ответу на первую часть вопроса я уже приблизился: приказ на арест поэта, скорее всего, мог дать Лев Троцкий. Для этого у него и причины были, и полномочия позволяли, и верные люди имелись. Прямых доказательств нет, да, вероятно, и быть не может: все указания отдавались преданным людям устно и неофициально.

Что же касается непосредственного исполнителя убийства, то наиболее подходящей фигурой здесь мог быть, конечно, известный еврейский террорист Яков Блюмкин, верный оруженосец Троцкого , его личный порученец в течение многих лет. По воспоминаниям тифлисского приятеля Есенина, писателя и журналиста Николая Вержбицкого, у Блюмкина могли быть и личные счеты с Есениным: тот однажды в Баку в 1924 году угрожал поэту и даже пистолет на него направлял. Некоторые видели в те декабрьские дни Блюмкина в «Англетере». Но со стопроцентной уверенностью указать именно на него, как на убийцу Есенина, я сегодня не могу - не хватает материала. Прояснить истину могли бы протоколы допросов Блюмкина перед его расстрелом в 1929 году. Но эти документы мне получить не удалось.


Исполнитель убийства Блюмкин

В конце 1925 года комендантом «Англетера» был чекист Василий Назаров. Любитель выпить, он расслабился и днем в воскресенье 27 декабря, к вечеру сморился и улегся спать. Поздно вечером (а не утром, согласно официальной версии!) в квартиру позвонил дворник: мол, вызывают в гостиницу, в пятый номер. Назаров, еще не протрезвевший, ушел, а вернулся уже утром - усталый, мрачный и молчаливый. Это не моя реконструкция событий, а подлинный рассказ вдовы коменданта Антонины Львовны, который я записал лично. Я успел встретиться с ней незадолго до ее смерти в 1995 году. Несмотря на почтенный возраст, она сохранила ясную память - я проверял детали ее воспоминаний по документам. Муж не был с ней многословен: повесился, мол, поэт, оформляли... Но если бы и в самом деле повесился, то, наверное, было бы что рассказать?

Вместе с Василием Назаровым свои подписи в качестве понятых в ту ночь под документами поставили несколько литераторов, сотрудничавших с ГПУ, - Павел Медведев, Всеволод Рождественский, Михаил Фроман. Фальшивый акт об обнаружении тела Есенина в гостинице составлял участковый милиционер Николай Горбов, прошедший выучку в активно-секретном отделе уголовного розыска. Его высокими начальниками были глава губернской милиции Герасим Егоров и руководитель УГРО Леонид Петржак. Оба в 1929 году были арестованы как троцкисты и крупные финансовые аферисты. Впоследствии Николай Горбов, отсидев срок в тюрьме по сфабрикованному делу, написал заявление в парторганизацию (не из чувства ли обиды?), в котором указывал на «некрасивые поступки» этих людей, а также еще одного крупного чина - упоминавшегося здесь заместителя начальника Ленинградского ГПУ Ивана Леонова. Есть убеждение, что именно он в качестве исполнителя воли Троцкого и стал главным организатором этой акции, который распределял кровавые обязанности между своими проверенными подчиненными. А Горбов, облегчив душу в 1931 году своим заявлением в парторганизацию, через год бесследно исчез.

Архивные тайны

Виктор Иванович, вам часто приходится оговариваться: «фактов не хватает», «прямых доказательств нет». Неужели настолько все было скрупулезно продумано, что не осталось явных следов?

Какие-то ошибки исполнители этого черного дела, конечно, совершили, особенно на стадии заметания следов. Добавлю такую частность, как якобы наличие ванны в пятом, «есенинском» номере гостиницы, что отмечали некоторые из лжевоспоминателей. Я не поленился и отыскал инвентаризационную опись вещей и обстановки в «Англетере». Ванны в том номере не было. Мелочь, казалось бы... Но, как известно, именно детали обычно и подводят лжецов.


Убитый иудейскими чекистами Сергей Есенин

Как следствие поспешной небрежности примечательны и газетные публикации на смерть Есенина: еще не было готово заключение судмедэкспертизы, а газеты уже сообщили, что поэт повесился. Журналисты сами написали? При жесткой цензуре того времени, которая «вела» даже стенгазеты, без санкции свыше это было невозможно. А тем, кто наверху, результаты экспертизы и не были нужны.
А сколько я держал в руках сфабрикованных документов с фальшивыми подписями! И это при том, что в ГПУ существовал специальный графологический отдел, где на высоком уровне составлялись разного рода липовые документы. Нет, о безошибочной, тщательно продуманной работе этих «мастеров заплечных дел» я бы не стал говорить. Не сомневаюсь, что далеко не все из современников поэта поверили в скороспелый официальный миф о его самоубийстве. Написал же 30 декабря в «Красной газете» смелую и дерзкую статью под заголовком «Казненный дегенератами» Борис Лавренев. Известный писатель и сторонник революции, он успел сказать свое честное слово - возможно, что и по чьему-то недосмотру. Но в дальнейшем он уже никогда не возвращался к этой теме. Впрочем, молчали и все остальные. Людям было чего бояться в те времена.

Но приблизиться к истине в этой печальной истории мы, конечно, сможем. Особенно когда откроются за давностью времени наши архивы, в первую очередь - ФСБ. Какие государственные тайны могут сегодня составлять фонды документов, отражающих внутреннюю жизнь страны 20-х - 30-х годов?! Ведь есенинской трагедии уже 93 года, а мы до сих пор не можем подобраться к ее персонажам только потому, что все они служили в «органах». А ведь подобные события - тоже часть нашей истории. А без исторической правды не может быть и правды художественной.

Примечание: В 1990-е годы ряд документов советской эпохи, ранее находившихся под грифом «совершенно секретно», начали предавать огласке, однако, спохватившись, власти снова закрыли к ним доступ. Видимо, многие тайны СССР так и останутся недоступными.В 1938 году управление всеми архивными делами перешло в ведение НКВД СССР, которое засекретило огромный массив информации, насчитывающий десятки тысяч дел. С 1946 года полномочия этого ведомства получило МВД СССР, а с 1995 года - ФСБ России. С 2016 года все архивы были переподчинены непосредственно президенту России.

Некоторые исследователи уверены, что дела НКВД в полном объеме не будут рассекречены никогда. В марте 2014 года межведомственная Комиссия по защите государственной тайны продлила срок секретности для документов ВЧК-КГБ за 1917-1991 годы на следующие 30 лет

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!