Журнал для автомобилиста

Еврипид краткая биография. Еврипид (также Эврипид, лат. Euripides). Драматургическая деятельность Еврипида и отношение к ней его современников

Еврипид родился ок. 480 года до н. э. в зажиточной семье.

Поскольку родители будущего драматурга не бедствовали, они смогли дать сыну хорошее образование.

У Еврипида был друг и учитель Анаксагор, у которого он учился философии, истории и другим гуманитарным наукам.

Кроме этого, Еврипид много времени проводил в обществе софистов. Хотя поэт и не интересовался общественной жизнью страны, в его трагедиях было множество политических изречений.

Еврипид, в отличие от Софокла, не принимал участия в постановке своих трагедий, не выступал в них в качестве актера, не писал к ним музыки.

Это делали за него другие люди.

Большой популярностью в Греции Еврипид не пользовался. За все время участия в состязаниях он получил только пять первых наград, одну из них посмертно.

В течение своей жизни Еврипид написал примерно 92 драмы.

До нас в полном объеме дошли 18 из них.

Кроме этого, имеется еще большое количество отрывков.

Все трагедии Еврипид писал несколько иначе, чем Эсхил и Софокл.

Драматург изображал в своих пьесах людей такими, какие они есть.

Все его герои, несмотря на то что они были мифологическими персонажами, имели свои чувства, мысли, идеалы, стремления и страсти.

Во многих трагедиях Еврипид критикует старую религию.

Боги у него зачастую оказываются более жестокими, мстительными и злыми, чем люди.
Такое отношение к религиозным верованиям можно объяснить тем, что на мировоззрение Еврипида повлияло общение с софистами.

Это религиозное свободомыслие не нашло понимания у простых афинян.

Видимо, поэтому драматург не пользовался успехом у сограждан.

Еврипид был сторонником умеренной демократии.

Он считал, что опора демократии – это мелкие землевладельцы.

Во многих своих произведениях он резко критиковал и обличал демагогов, которые лестью и обманом добиваются власти, а потом используют ее в своих корыстных целях.

Драматург боролся против тирании, порабощения одного человека другим.

Он говорил, что нельзя разделять людей по происхождению, что благородство заключено в личных достоинствах и поступках, а не в богатстве и знатном происхождении.

Отдельно следует сказать об отношении Еврипида к рабам.

Он старался во всех своих произведениях высказать мысль о том, что рабство – это несправедливое и позорное явление, что все люди одинаковы и что душа раба ничем не отличается от души свободного гражданина, если у раба чистые помыслы.

В то время Греция вела Пелопоннесскую войну.

Еврипид считал, что все войны бессмысленны и жестоки.

Оправдывал он только те, которые велись во имя защиты родины.

Драматург старался как можно лучше понять мир душевных переживаний окружающих людей.
В своих трагедиях он не боялся показать самые низменные человеческие страсти и борьбу добра со злом в одном человеке.

В связи с этим Еврипида можно назвать самым трагичным из всех греческих авторов.

Очень выразительными и драматичными были женские образы в трагедиях Еврипида, недаром его справедливо называли хорошим знатоком женской души.

Поэт использовал в своих пьесах трех актеров, но хор в его произведениях уже не был главным действующим лицом.

Чаще всего песни хора выражают мысли и переживания самого автора.

Еврипид одним из первых ввел в трагедии так называемые монодии – арии актеров.

Пробовал использовать монодии еще Софокл, но наибольшее развитие они получили именно у Еврипида.

В самые важные кульминационные моменты актеры выражали свои чувства пением.

Драматург стал показывать публике такие сцены, которые до него не вводил ни один из поэтов-трагиков.
Например, это были сцены убийств, болезни, смерти, физических мук.

Кроме этого, он вывел на сцены детей, показал зрителю переживания влюбленной женщины.

Когда наступала развязка пьесы, Еврипид выводил на публику «бога на машине», который предсказывал судьбу и высказывал свою волю.

Самым знаменитым произведением Еврипида является «Медея».

За основу он взял миф об аргонавтах. На корабле «Арго» они отправились в Колхиду добывать золотое руно.

В этом трудном и опасном деле предводителю аргонавтов Ясону помогла дочь колхидского царя – Медея.

Она влюбилась в Ясона и совершила ради него несколько преступлений.

За это Ясона и Медею изгнали из родного города. Они поселились в Коринфе.

Через несколько лет, нажив двух сыновей, Ясон бросает Медею.

Он женится на дочери коринфского царя. С этого события и начинается, собственно, трагедия.

Охваченная жаждой мести Медея страшна в гневе.

Сначала она при помощи отравленных даров убивает молодую жену Ясона и ее отца.

После этого мстительница убивает своих сыновей, рожденных от Ясона, и улетает на крылатой колеснице.

Создавая образ Медеи, Еврипид несколько раз подчеркивал, что она волшебница. Но ее необузданный характер, буйная ревность, жестокость чувств постоянно напоминают зрителям, что она не гречанка, а уроженка страны варваров.

Зрители не принимают сторону Медеи, как бы она ни страдала, потому что не могут простить ей страшных преступлений (в первую очередь детоубийства.

В этом трагическом конфликте Ясон является противником Медеи.

Драматург изобразил его эгоистичным и расчетливым человеком, который во главу угла ставит только интересы своего рода.

Зрители понимают, что именно бывший муж довел Медею до такого исступленного состояния.

Среди многих трагедий Еврипида можно выделить отличающуюся гражданским пафосом драму «Ифигения в Авлиде».

В основе произведения лежит миф о том, как по велению богов Агамемнон должен был принести в жертву свою дочь Ифигению.

Сюжет трагедии таков. Агамемнон повел флотилию кораблей на взятие Трои.

Но ветер стих, и парусники не могли идти дальше.
Тогда Агамемнон обратился к богине Артемиде с просьбой послать ветер.

В ответ он услышал приказ принести в жертву свою дочь Ифигению.

Агамемнон вызвал в Авлиду жену Клитемнестру и дочь Ифигению.

Предлогом послужило сватовство Ахилла.

Когда женщины приехали, обман раскрылся.

Жена Агамемнона была в ярости и не давала убить дочь.

Ифигения умоляла отца не приносить ее в жертву.

Ахилл был готов защитить свою невесту, но она отказалась от помощи, когда узнала, что должна принять мученическую смерть ради своей отчизны.
Во время жертвоприношения произошло чудо.

После удара ножом Ифигения куда-то исчезла, а на алтаре оказалась лань.

У греков существует миф, в котором рассказывается о том, что Артемида сжалилась над девушкой и перенесла ее в Тавриду, где та стала жрицей храма Артемиды.

В этой трагедии Еврипид показал мужественную девушку, готовую пожертвовать собой для блага родины.

Выше было сказано, что Еврипид не пользовался популярностью у греков.

Публике не нравилось то, что драматург стремился как можно реалистичнее изобразить жизнь в своих произведениях, а также его свободное отношение к мифам и религии.

Многим зрителям казалось, что тем самым он нарушает законы жанра трагедии.

И все же наиболее образованная часть публики с удовольствием смотрела его пьесы. Многие из поэтов-трагиков, живших в то время в Греции, пошли по пути, открытому Еврипидом.

Незадолго до смерти Еврипид переехал ко двору македонского царя Архелая, где его трагедии пользовались заслуженным успехом.

В начале 406 года до н. э. Еврипид умер в Македонии.

Это произошло за несколько месяцев до смерти Софокла.

Слава пришла к Еврипиду только после его кончины.

В IV веке до н. э. Еврипида стали называть величайшим трагическим поэтом.

Это утверждение сохранилось до конца античного мира.

Объяснить это можно только тем, что пьесы Еврипида соответствовали вкусам и требованиям людей более позднего времени, которые хотели видеть на сцене воплощение тех мыслей, чувств и переживаний, которые были близки их собственным.

(484 до н. э. - 406 до н. э.)

Древняя Греция подарила человечеству трех великих трагиков - Эсхила, Софокла и Еврипида. Еврипид последний и самый младший в их ряду. Ко времени его появления творчество Эсхила уже утвердило трагедию как ведущий литературный жанр. Насмешник Аристофан говорил, что Эсхил "первый из греков нагромоздил величавые
слова и ввел красивую шумиху трагической речи".

Еврипид облегчил язык трагедии, осовременил его, приблизил к разговорной речи, потому, видимо, он был более популярен у последующих поколений, нежели у своего, привыкшего к "величавым словам".

Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период высшего расцвета афинского государства, возглавившего союз множества мелких государств и островов Эгейского архипелага при правлении Перикла в 445- 430 годах до н э., а вторая половина его жизни совпала с начинающимся кризисом в пору Пелопоннесской войны (431 - 404 годы до н э.), когда демократические Афины столкнулись с другим могущественным объединением - олигархической Спартой. Ненависть афинян к Спарте стала эмоциональным содержанием трагедии Еврипида "Андромаха", где спартанский царь Менелай, его жена Елена, виновница Троянской войны, и их дочь Гермиона выведены коварными и жестокими людьми.

В "век Перикла" Афины сделались главным культурным центром всего греческого мира, привлекающим творческих людей со всех его концов. Этому способствовал и сам Перикл, необычайно образованный для своего времени человек, прекрасный оратор, талантливый полководец, тонкий политик При нем перестраивались Афины, возводился Парфенон, замечательный ваятель Фидий возглавлял строительные работы и украшал храм своими скульптурными работами. Подолгу жили в Афинах историк Геродот, философ Анаксагор, софист Протагор (которому принадлежит знаменитая формула: "Человек есть мера всех вещей") В то время Гиппократ начал создавать медицину, Демокрит и Антифонт развивали математическую науку, расцветало ораторское искусство.

Афины называли "школой Греции", "Элладой Эллады". Не удивительно, что патриотическое воодушевление отразилось во многих произведениях искусства того времени, среди них были и особо отмеченные патриотическим чувством трагедии Еврипида - "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки".

Древние "Жизнеописания" Еврипида утверждают, что он родился в день победы в Саламинском сражении (где феческий флот разгромил персов) в 480 году до н. э. на острове Саламине. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так была представлена древнегреческими летописцами преемственность трех великих трагиков - слишком красиво, чтобы быть правдой "Паросская хроника" называет датой рождения Еврипида 484 год до н. э., что исследователям представляется более достоверным.

В "Жизнеописаниях" говорится, что Еврипид был сыном лавочника Мнесарха и торговки овощами Клито. И эти сведения ученые подвергают сомнению, поскольку они взяты из комедии Аристофана ("Женщины на празднике Фесмофорий"), известного своими нападками на трагика: он намекал и на его низкое происхождение от простой зеленщицы, и на неверность его жены и т.д.


По другим источникам, которые считаются более надежными, Еврипид происходил из знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное
образование, имел одну из самых богатых библиотек своего времени, дружил с философами Анаксагором и Архелаем, софистами Протагором и Продиком. Это больше похоже на правду - за избыток ученых рассуждений в его трагедиях современники называли Еврипида "философом на сцене". Подтверждает последнюю биографическую версию и римский писатель Авл Геллий в "Аттических ночах", где говорит, что Еврипид имел средства и учился у Протагора и Анаксагора.

Еврипида описывают замкнутым, мрачным человеком, склонным к уединению, плюс ковсему еще и женоненавистником. Угрюмым он изображен и на сохранившихся портретах. Если переложить древние характеристики Еврипида на язык наших понятий, можно сказать, что он был крайне честолюбивым (впрочем, это одно из условий творчества), обостренно впечатлительным и обидчивым человеком.Можно ли считать его женоненавистником? Думается, вряд ли (и здесь не обошлось без Аристофана). Даже "демонической" Медее Еврипид позволяет произнести слова, за много веков предвосхитившие некрасовскую тему "долюшки женской":

Да, между тех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней За мужей Мы платим и недешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб И первого второе горе больше. А главное - берешь ведь наобум. Порочен он иль честен, как узнаешь? А между тем уйди - тебе ж позор, И удалить супруга ты не смеешь.
(Перевод И. Анненского)

Причин для мрачного состояния духа у Еврипида хватало. Его произведения редко пользовались успехом у современников. В состязаниях поэтов, принятых в Древней Греции, Еврипид побеждал всего три раза (и два после смерти - за трагедии "Вакханки" и "Ифигения в Авлиде", поставленные его сыном). Впервые его трагедия ("Пелиады") появилась на сцене в 455 году до н. э., а первую победу он одержал только в 441- м. К примеру, Софокл выходил в победители восемнадцать раз.

Еврипид поддерживал близость с выдающимися умами своего времени, приветствовал все новации в области религии, философии и науки, за что подвергался нападкам умеренных общественных кругов. Выразителем их взглядов являлась аттическая комедия, самым ярким представителем которой был современник трагика Аристофан. В своих комедиях он высмеивал и общественные взгляды, и художественные приемы, и личную жизнь Еврипида.

Возможно, этими обстоятельствами объясняется тот факт, что на склоне лет, в 408 году до н. э., Еврипид принял приглашение македонского царя Архелая и переселился в Македонию. Там им написана трагедия "Архелай" в честь предка своего покровителя, а также "Вакханки" - под впечатлением местного культа Диониса. В Македонии он и ушел из жизни в 406 году до н. э. Даже смерть его была
окружена слухами и сплетнями. По одной версии, он якобы был растерзан собаками,
по другой - женщинами. Здесь слышатся отзвуки той же комедии Аристофана "Женщины на празднике Фесмофорий". По ее сюжету женщины, разгневанные на Еврипида за то, что он выводит их слишком неприглядными в своих трагедиях, сговариваются его убить. В комедии самосуд не состоялся, зато "украсил" биографию трагика.

Еврипиду принадлежат 90 трагедий, из которых до нас дошло 18. Хронологию их появления на сцене исследователи определяют приблизительно: "Алкестида" (438 год до н. э.), "Медея" (431) , "Геракли-ды" (около 430- го), "Ипполит" (428) , "Циклоп", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы" (424- 418), "Троянки" (415) , "Электра" (около 413) , "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена" (около 412) , "Андромаха" и "Финикиянки" (около 411- го), "Орест" (408) , "Вакханки" и "Ифигения
в Авлиде" (405) . Сюжеты для своих трагедий, как и его предшественники, Еврипид черпал из сказаний Троянского и Фиванского циклов, аттических преданий, мифов о походе аргонавтов, подвигах Геракла и судьбе его потомков. Однако в отличие от Эсхила и Софокла у него уже совсем иное осмысление мифа. Он отошел от традиции возвышенных, нормативных образов и стал изображать мифологических персонажей как земных людей - со всеми страстями, противоречиями и заблуждениями.

Еврипид выработал и новые принципы изображения человека, показывая психологические мотивы поступков, а не типологически предусмотренные, как было прежде: герой поступает героически, злодей - злодейски. Ему первому удалось представить психологическую драму, когда борения, смятения чувств персонажей передаются зрителям и вызывают сочувствие, а не просто осуждение или восхищение.

Пожалуй, наиболее ярко это выражено в трагедии "Медея".

В основе "Медеи" - сюжет из мифа о походе Аргонавтов. Ясон добыл в Колхиде золотое руно с помощью дочери колхидского царя волшебницы Медеи. Личность яркая, сильная, бескомпромиссная, она под влиянием страсти к Ясону оставляет родной дом, предает отца, убивает брата, обрекает себя на несносное существование в чужой стране, где ее презирают как дочь "варварского" народа. Между тем Ясон
обязан ей и жизнью, и престолом. Когда он покидает Медею, чтобы жениться на
наследнице коринфского царя Главке, обида и ревность настолько ослепляют Медею, что она задумывает самую страшную месть - убийство их детей. Терзания Медеи, в безумии мечущейся между материнскими чувствами и властью мстительного порыва, столь ужасны, что невольно вызывают сочувствие. Здесь трагедия, рок в чистом виде - Медея обречена, у нее нет никакого выхода. Она не может вернуться домой и не может остаться в Коринфе, откуда ее изгоняет Ясон ввиду новой женитьбы. Не уверена она и в будущем своих детей, даже если оставит их с отцом, ведь они для греков - дети "варварки". И Медея принимает решение:

Так клянусь же Аидом я и всей подземной силой, Что не видать врагам моих детей, Покинутых Медеей на глумленье...

"Медея", непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, до сих пор не сходит со сцен. Одна из самых ярких современных исполнительниц Медеи - замечательная актриса Любовь Селютина в московском Театре на Таганке, где эта трагедия неизменно идет с аншлагами. Слава пришла к Еврипиду, увы, после смерти. Современники не сумели его оценить. Исключение составил только остров Сицилия. Древнегречески историк Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях" рассказывает о том, как отдельным афинским воинам, плененным и попавшим в рабство во время неудачного сицилийского похода, удалось вырваться на родину: "...некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида... Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий. Нет, стало быть, ничего невероятного в рассказе о том, что в Кавне какому-то судну сначала не позволяли укрыться в гавани от пиратов, а затем впустили его, когда после расспросов удостоверились, что моряки помнят наизусть стихи Еврипида" ("Никий и Красе").

Спустя век трагедии Еврипида начали пользоваться большим успехом и у него на родине, в то время как Эсхил и Софокл стали терять популярность. Позднее к трагедиям Еврипида неоднократно обращались римские драматурги. К примеру, "Медею" перерабатывали Эн-ний, Овидий, Сенека. В эпоху классицизма Еврипид оказал влияние на Корнеля ("Медея"), Расина ("Федра", "Андромаха", "Ифигения", "Фи-ваида, или Братья-враги"). Вольтер по мотивам его трагедий написал "Меропу" и "Ореста". Шиллер на основе "Финикиянок" Еврипида создал "Мессинскую невесту". В России интерес к Еврипиду возник давно - известны "Андромаха" П.А Катенина, а также многочисленные переводы Один из лучших переводчиков Еврипида Иннокентий Анненский написал и несколько подражаний, использовав сюжеты не дошедших до нас трагедий.

Угрюмый Еврипид, так страдавший когда-то из-за своих редких побед в состязаниях поэтов, одержал главную победу - над временем, и по сей день его трагедии украшают театральные сцены.

Его биография была бы находкой для современной желтой прессы: интриги и соперничество с другими поэтами, 2 распавшихся из-за измены брака, отъезд с родины и таинственная смерть, предположительно, наступившая в результате придворного заговора.

Детство и юность

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора.

Что касается года его рождения, то во многих источниках значится дата 23 сентября 480 года до н. э. – в этот день греческое войско победило персов в морском сражении на Саламине. Однако другие письменные свидетельства включают упоминание о том, что Клейто зачала Еврипида тогда, когда царь Ксеркс вторгся в Европу, что произошло за 5 месяцев до Саламинской победы.

Скорее всего, будущий драматург появился на свет позже 23 сентября, просто потом его биографы «притянули» дату с целью «приукрашивания» – тогда такие приемы в жизнеописаниях использовались нередко.


Также найдены еще 2 источника, указывающие разную информацию о времени рождения Еврипида: согласно надписи на Паросском мраморе, это произошло в 486 году до н. э., а по другим свидетельствам современников – в 481.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Драматургия

В юности Еврипид полюбил чтение и стал коллекционировать книги, а со временем сам начал пробовать силы в написании пьес. Его дебютная работа «Пелиад» вышла в 455 году до н. э, а в 441-м он получил за нее первую награду. Считается, что драматург был обладателем обширной библиотеки, но она не сохранилась. До нас дошли всего 17 его трагедий, хотя написано было не менее 90. Из произведений других жанров полностью уцелела только драма «Киклоп».


Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Боги в произведениях Еврипида предстают безжалостными и мстительными созданиями (особенно ярко это проявилось в трагедии «Ион»), однако атеистом его назвать нельзя – наличие верховной сущности, управляющей миром, он все же признавал. На тот момент подобные взгляды были оригинальными и передовыми, поэтому понимания у зрителей Еврипид часто не находил. Некоторые его работы, например «Ипполит», вызывали у общественности бурю возмущения и были объявлены безнравственными.


Творчество драматурга делится на 2 категории: собственно трагедии, где часто фигурируют боги, и социально-бытовые драмы, в которых действуют обыкновенные люди. В работах Еврипида нашли отражение и политические события того времени. Трагедии он писал в эпоху Пелопонесских войн, против которых выражал горячий протест. В его творчестве сохранился созданный им образ миролюбивых Афин, которые драматург противопоставлял агрессивной олигархической Спарте.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. , Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.


В своем творчестве он нередко упоминал и рабов, при этом выводил их не бездушными статистами, а полноценными персонажами с непростыми характерами. Что касается единства и законченности действия, то этому требованию удовлетворяют лишь немногие из его работ. Сила Еврипида – в тонкости и психологизме сцен и монологов, но в эффектных концовках он был не силен.

По некоторым сведениям, мужчина сам писал к своим трагедиям музыку. Такой вывод исследователи сделали, обнаружив цитаты из «Ореста» на старом папирусе, в котором над текстом отчетливо видны сохранившиеся нотные знаки. Если это на самом деле работа Еврипида, то он предстает перед потомками в совершенно ином качестве – композитора-новатора, искусного мастера гармонии.


В 408 году до н. э. Еврипид уехал из Афин и поселился в Македонии. Причины его решения покинуть город точно не известны: возможно, ранимый и чуткий поэт обиделся на своих земляков, не ценивших его творчество по достоинству (из 95 его пьес при жизни автора награду получили только 4).

Личная жизнь

В личной жизни драматургу не везло. В первый раз он женился на женщине по имени Хлоирина, которая родила троих детей, но брак был расторгнут по причине ее неверности. После этого разочарованный Еврипид написал пьесу «Ипполит», где высмеял любовные отношения. Со второй женой Мелиттой история повторилась, после чего драматург окончательно обиделся на весь женский род и прослыл женоненавистником, над чем позже посмеивался в своих комедиях Аристофан.


Упоминал о страсти драматурга к юношам, в частности о его романе с Кратером, юным любовником македонского царя Архелая.

Согласно античным описаниям, Еврипид предпочитал тишину и одиночество и терпеть не мог шума толпы. На Саламине он часто проводил целые дни в уединении в морском гроте, любуясь морем и размышляя о сюжетных ходах новых произведений.

Смерть

Последние годы жизни драматурга и его кончина также овеяны легендами. По одной версии, он погиб в 406 году до н.э. в результате заговора соперников, поэтов Арридея и Кратея: они подкупили придворного Лисимаха, который спустил на Еврипида царских гончих. Другие источники утверждают, что причиной смерти драматурга стали не собаки, а женщины, убившие его в ходе личного конфликта, однако эта версия больше похожа на грубую шутку, поскольку похожий эпизод упоминается в пьесе «Вакханки».


Современные историки склоняются к более простому варианту – скорее всего, Еврипид, уже доживший до почтенного возраста, просто не выдержал суровой македонской зимы и умер от болезни. Афиняне, бывшие земляки драматурга, предложили забрать тело Еврипида для похорон, но по распоряжению Архелая его погребли в столице Македонии – Пелле.

Когда узнал о его кончине, велел актерам в знак скорби играть очередную пьесу с непокрытыми головами. По легенде, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Библиография

  • 438 г. до н. э., – «Алкеста»
  • 431 г. до н. э. – «Медея»
  • 430 г. до н. э. – «Гераклиды»
  • 428 г. до н. э. – «Ипполит»
  • 425 г. до н. э. – «Андромаха»
  • 424 г. до н. э. – «Гекуба»
  • 423 г. до н. э. – «Просительницы»
  • 413 г. до н. э. – «Электра»
  • 416 г. до н. э. – «Геракл»
  • 415 г. до н. э. – «Троянки»
  • 414 г. до н. э. – «Ифигения в Тавриде»
  • 414 г. до н. э. – «Ион»

Великий драматург родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза – чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.
Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьезно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, “Пелиад”, вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.
Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за ее супружеской неверности, написав пьесу “Ипполит”, где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.
В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:
“Их продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть еще и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.”
Архелай выказывал знаменитому гостю почет и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде “Политика” сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесенную тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже позже смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:
“Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.”
Версия про женщин – грубая шутка с намеком на пьесу Еврипида “Вакханки”, где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в “Цитатах”. Современная версия более приземленная – организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.
Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актеров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Вариант 2

Афинский драматург Еврепид родился на Саламине 23 сентября 480 до н. э. Его родители, афиняне Мнесарх и Клейто, бежали на Саламину из Афин, спасаясь от войска персидского царя Ксеркса.

Отец Еврипида был состоятельным и уважаемым человеком, мать Клейто торговала овощами. В юности Еврипид занимался гимнастикой и рисованием, брал уроки ораторского мастерства у Продика и Анаксагора, учился философии у Сократа. Первая пьеса Еврепида, “Пелиад”, была сыграна на сцене в 455 г. до н. э.

В 441 г. до н. э. писатель завоевал первый приз за свое творчество. С тех пор он не прекращал писать. Также он участвовал в посольстве в сицилийский город Сиракузы, таким образом, проявляя свою общественную активность.

Со своей первой женой, родившей ему троих сыновей, Еврипид развелся из-за ее неверности и сочинил пьесу “Ипполит”, где высмеивал интимные отношения. Вторая его жена также не отличалась примерным поведением. Разочаровавшись в семейной жизни, Еврипид стал женоненавистником, что сделало его объектом шуток мастера комедии Аристофана.

В 408 до н. э. великий драматург покинул Афины и уехал в Македонию по приглашению царя Архелая, где скончался в 406 г. до н. э. О причине его смерти существовало множество легенд, которые утверждали, что Еврипид стал жертвой заговора. Однако, скорей всего, пожилой драматург просто не вынес суровой македонской зимы. Еврипида похоронили в Пелле, столице Македонии, хотя афиняне просили разрешения вернуть его тело на родину. В театре Афин в память о великом драматурге была воздвигнута его статуя.

Сочинение по литературе на тему: Краткая биография Еврипид

Другие сочинения:

  1. ЕВРИПИД – действующее лицо комедий Аристофана “Ахарняне” (425 до н. э.), “Женщины на празднестве” (411) и “Лягушки” (405); великий древнегреческий драматург, ставший персонажем. В “Ахарнянах”, похожий на своих рассеянных героев, он изображен торговцем старьем, в чем есть намек на его Read More ......
  2. Карло Гольдони Биография Знаменитый итальянский драматург Карло Гольдони (1707-1793) родился 25 февраля в Венеции. С ранних лет был страстно увлечен театром. Свою первую пьесу написал в 8 лет. По настоянию родителей изучал медицину и юриспруденцию. Вступил в адвокатское сословие и Read More ......
  3. Мондзаэмон Тикамацу Биография Тикамацу Мондзаэмон (настоящее имя – Сугимори Нобумори) – японский драматург (1653-1725). Родился он в районе Киото в самурайской семье. В детстве драматург получил хорошее образование и подготовку, но военная карьера его не привлекала. В 1864 году он Read More ......
  4. Гарольд Пинтер Биография Гарольд Пинтер родился в восточном районе Лондона, в Хэкни, местечке, имевшем довольно дурную славу. Будущий английский драматург и обладатель нескольких престижных литературных премий был сыном еврейского портного, который вместе с семьей эмигрировал из Венгрии в Англию задолго Read More ......
  5. Питер Левин Шеффер Биография Британский драматург и сценарист Сэр Пи́тер Левин Шеффер родился в еврейской семье 15 мая 1926 года в Ливерпуле. В 1944 году, вместе с братом-близнецом, окончил школу Святого Павла. Дальнейшее образование было невозможным из-за денежного затруднения, и Read More ......
  6. Эдмон Ростан Эдмон Ростан (Rostand) (1.4.1868, Марсель – 2.12.1918, Париж), французский поэт и драматург. Член Французской академии (1901). Получил юридическое образование. В комедии “Романтики” (пост. и изд. 1894) утверждает красоту естественных человеческих чувств. Прославлению возвышенной рыцарской любви посвящена написанная по Read More ......
  7. Юджин Глэдстоун О’Нил Биография Будущий драматург Юджин О, Нил родился в Нью-Йорке 16 октября 1888 года. Его родители были знаменитыми актерами и Юджин всегда был с ними во время гастрольных поездок. Обучался в нескольких частных школах, пока в 1906 году Read More ......
  8. Геракл Имя “Геракл” означает “Слава богини Геры”. Звучало это имя иронически. Богиня Гера была небесной царицей, супругой верховного Зевса-громовержца. А Геракл был последним из земных сыновей Зевса: Зевс нисходил ко многим смертным женщинам, но после Алкмены, матери Геракла, – уже Read More ......
Краткая биография Еврипид

Еврипиид (Эврипиид) (ок. 480 г. – 406 г. до н.э.) - один из величайших древнегреческих драматургов, был младшим современником и . Является представителем новоаттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Еврипид родился на острове Саламине ок. 480 г. до н.э.

Биографические данные о нём очень скудны и противоречивы. Родители Еврипида не принадлежали к числу самых богатых или самых видных аристократических афинских семейств. Аристофан в своей комедии "Женщины на празднике Фесмосфорий" указывает на то, что его мать была торговкой зеленью, позднейший же биограф Филохор это отрицает. Несомненно, что семья Еврипида имела средства и поэтому он получил хорошее образование. Римский писатель Авл Геллий в "Аттических ночах" говорит о том, что Еврипид учился у философа Анаксагора и софиста Протагора.

Самого Еврипида современники называли «философом на сцене». Считается, что у него была большая библиотека. В 408 г. до н.э. Еврипид переехал в Македонию по просьбе царя Архелая, где и умер в 406 г. до н.э.

Еврипид написал более 90 трагедий, из которых до нас дошли 17 (18-я трагедия "Рес" приписывается Еврипиду). Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма "Киклоп", которая является единственной полностью уцелевшей пьесой такого рода, несмотря на то, что сатировские драмы писали все трагики.

Большинство его трагедий приходится датировать лишь приблизительно, так как нет точных данных о времени их постановки.

Еврипид не выработал своей философской системы. Он хорошо усвоил чужие мысли, крепкая связь с софистами повлияла на его творчество, хотя он не всё принимал из их философии. Еврипид скептически относился к религии, к богам. Мифология для него является не более как внешней оболочкой. Используя за основу миф, он менял в нем не только детали, но и само содержание. В его произведениях боги оказывались мстительными и кровавыми. Это ярко выражено в трагедии "Ион". Юноша Ион, воспитанник самого известного Дельфийского храма, начинает сомневаться в правдивости богов. «Боги дают законы, но они сами же нарушают их», - рассуждает Ион. Но при этом Еврипида нельзя считать атеистом, так как он признает некую божественную сущность управляющую миром.

В годы Еврипида уходила умеренная демократия Перикла. Свои произведения он писал во время Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Эта война носила захватнический характер, она нанесла удар по всей греческой демократии. Еврипид гневно протестует против войн. Этим вопросам посвящено несколько его трагедий. Еврипид прославляет мир, горячо любимые им Афины, которые противопоставляет олигархической Спарте.

Трагедии Еврипида следует разделить на две группы: трагедии и социально-бытовые драмы, где изображаются не герои, выдающиеся по своим мыслям и делам, а обыкновенные люди. К последним относятся, например, "Алкеста", "Елена" и "Ион".

Особенно среди его произведений выделяются трагедии с ярко выраженной психологической направленностью. Среди них самые известные трагедии Еврипида - "Медея" и "Ипполит".

Еврипид не был до конца понят современниками, так как его довольно смелые взгляды на природу, общество, религию казались слишком выходящими за привычные рамки идеологии большинства.

Античная традиция рисует Еврипида любителем тишины и одиночества на лоне природы; еще в римские времена на Саламине показывали грот на берегу моря, где драматург проводил долгие часы, обдумывая свои произведения и предпочитая уединенное размышление шуму городской площади.

Известно определение, данное своему собственному творчеству в сравнении с творчеством Еврипида: он, изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид - такими, каковы они на самом деле.

Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" передает легенду, согласно которой в гробницу Еврипида ударила молния, что являлось великим знамением, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!