Журнал для автомобилиста

Государство состоит из парламента и. Что такое парламент — его функции и история, как называется и что из себя представляет парламент РФ. История создания парламента

Парламент

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler - говорить) -

общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей . В этом смысле термин парламент употребляется в конституциях Украины, России, Таджикистана, Туркменистана.

Собственное наименование для обозначения высшего представительного органа. Применяется в Армении, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Казахстане и других странах.

Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования - путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

История парламента

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Римский форум, Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания - первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801-1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами - для верхней. Обычно в парламент входят 300-500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая - нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента - Палата лордов, нижняя - Палата общин, в России - Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане - Сенат парламента и Мажилис парламента, в США - Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Парламенты стран мира

Великобритания - двухпалатный парламент (Палата лордов и Палата общин)

Китай - однопалатное Всекитайское собрание народных представителей

Россия - двухпалатное Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума

США - двухпалатный парламент Конгресс (Сенат и Палата представителей)

Украина - однопалатная Верховная Рада

Франция - двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание)

Финляндия - однопалатный Эдускунта

Азербайджан - однопалатный Милли Меджлис

Международные парламенты

Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз - ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран.

  • Народное собрание - в эпоху родо-племенного устройства общества высший законодательный орган управления родоплеменной общины. Комиции в Древнем Риме, тинги в германских племенах, вече у славян по существу не отличались друг от друга. В народном собрании имели право участвовать все способные носить оружие мужчины, принадлежащие к племени.
  • Совет старейшин (фр. Conseil des Anciens) - французская верхняя палата по конституции III года.Совет старейшин состоял из 250 человек, избиравшихся департаментскими избирательными собраниями из лиц, имевших не менее 40 лет от роду (отсюда его название), состоящих или состоявших в браке и живших на территории республики не менее пятнадцати лет до избрания. Его состав возобновлялся ежегодно по третям. Совет старейшин заседал в Тюильри, вначале в Манеже, а затем в Бурбонском дворце. Совет старейшин избирал президента и секретаря не более, как на месячный срок. Члены его получали жалованье. Совет старейшин одобрял или отвергал (но непременно целиком, без поправок) резолюции Совета пятисот. Одобренные им резолюции становились законами, но сам Совет старейшин законодательной инициативы не имел. Ему принадлежало право изменять, в случае надобности, местопребывание законодательного корпуса, указывая новое место и время его собрания. Совет старейшин прекратил своё существование в 1799 году после переворота 18 брюмера.
  • Палата лордов (англ. House of Lords) - верхняя палата Парламента Великобритании. Парламент также включает Суверена и нижнюю палату, так называемую палату представителей. В палате лордов 732 члена. Палата лордов не выборная, состоит из двух архиепископов, 26 епископов Англиканской церкви («духовные лорды») и 706 членов пэрства («светские члены палаты лордов»). Духовные лорды присутствуют, пока они занимают церковные должности, а светские члены палаты лордов служат пожизненно. Члены палаты лордов называются «лорды парламента».

Палата лордов возникла в XIV веке и с тех пор почти всегда существовала. Название "Палата лордов" не использовалась для верхней палаты до 1544. Была устранена в 1649 революционным правительством, пришедшим к власти в Английской гражданской войне, но восстановлена в 1660. Палата лордов имела больше власти, чем избираемая палата общин («нижняя палата»). С XIX века, однако, власть верхней палаты имела тенденцию снижаться; сейчас верхняя палата слабее, чем избираемая часть. Парламентский акт (прошёл в 1911 и 1949) установил, что всё законодательство, кроме «денежных счетов» (включая гос.бюджет), проходящее через палату представителей, может быть задержано на 12 месяцев, но не может быть отвергнуто. Такая власть в политической науке называется suspensive veto. Реформа House of Lords Act 1999 устранила автоматическое право наследования места в верхней палате. Некоторое число пэров сохранило места, потому что они занимали посты Великих Офицеров Государства, и дополнительные 92 выбираются как представительные пэры. Дополнительные реформы планируются текущим лейбористским правительством, но законной силы пока не обрели.

Кроме законодательной, до 2009 года палата лордов имела судебную власть и являлась высшей апелляционной инстанцией в Соединённом Королевстве, за исключением дел в юрисдикции судей Тайного совета и Высшего уголовного суда Шотландии. Constitutional Reform Act 2005 создал Верховный суд Великобритании, в ведение которого передаются судебные функции лордов.

Полное формальное название палаты лордов звучит как: Достопочтенные лорды духовные и светские Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в Парламенте собранные. Палата лордов, как и палата общин, заседает в Вестминстерском дворце.

  • Палата общин - наименование одной из палат парламента Соединённого королевства и одной из палат парламента Канады.

В двухпалатном парламенте Вестминстерской системы Палатой общин исторически называлась Нижняя избираемая палата. Палата общин обычно имеет намного больше полномочий, чем Верхняя палата (Сенат в Канаде или Палата лордов в Соединённом королевстве). Глава партии большинства в Палате общин обычно становится премьер-министром.

Парламент

ПАРЛАМЕНТ

(parliament) Выборный орган, ответственный за принятие законов и предоставление правительству права налогообложения. Как правило, выполняет законодательную функцию и вместе с тем предоставляет правительству кадры, объединяя таким образом законодательную и исполнительную власти в системе парламентского правления. Глава правительства и кабинет министров, избираемые из группы большинства в парламенте, должны быть подотчетными парламенту, признавая принципы коллективной и личной ответственности, применяемые соответственно к кабинету и отдельным министрам. В случае, если они перестают пользоваться поддержкой большинства в парламенте и им выносится вотум недоверия, они обязаны уйти в отставку и дать возможность сформировать другое правительство. Системы парламентского правления существенно отличаются от систем, основанных на принципе разделения властей, как, например, в Соединенных Штатах. В США президент и члены Конгресса выбираются отдельно, а штат исполнительной власти назначается президентом из числа лиц, не являющихся членами Конгресса. Министры подотчетны только президенту, который в свою очередь несет ответственность непосредственно и исключительно перед избирателями. Системы парламентского правления различаются в зависимости от отводимой парламенту конституционной роли, а также от выборной и партийной систем, которые определяют состав и политическую организацию этих систем. В Англии парламент обладает неограниченными полномочиями издавать, изменять или отменять любой закон, и ни один другой орган власти, включая суды, не может не считаться с его законодательной деятельностью. Парламенты других стран, напротив, сталкиваются с ограничениями. В Германии, например, полномочия национального парламента ограничены федеральной Конституцией, которая предоставляет автономную законодательную власть отдельным землям. Конституционный суд существует для того, чтобы гарантировать, что парламент не примет ни одного закона, противоречащего писаной конституции. Различия между парламентами разных стран можно объяснить, проанализировав развитие английского парламента и его международное влияние, а также различные исторические условия, в которых разные страны создавали свои парламенты. Английский парламент – один из старейших, он берет начало от Витенагемота периода англосаксонского завоевания, великого совета норманнов и государственного совета, впервые созванного Симоном де Монфором в 1264 г. Можно видеть, как в ХIХ и начале ХХ в. развившаяся парламентская система обеспечивала политическую стабильность и эффективное управление, тогда как в других странах происходили политические революции и перевороты. Историческая роль этой парламентской системы как "матери парламентов" и ее очевидные достоинства привели к тому, что континентальная Европа захотела последовать ее примеру, а в странах, входящих в Британскую империю, оказалось возможным непосредственно применить эту систему. Британское Содружество (Commonwealth) по-прежнему остается одной из наиболее процветающих обителей парламентаризма. Уже сам исторический характер развития английского парламента подразумевает, что его основные черты предшествовали появлению выборной демократии. Доктрина парламентского суверенитета возникла в борьбе за свержение монархического абсолютизма: ее выборная система, первоначально строившаяся на созыве представителей графств, небольших городков и деревень и крупных городов, предвосхитила тем самым более поздние доводы в пользу пропорционального представительства партийных выборщиков на государственной основе; ее партийная система развивалась скорее изнутри парламента, чем среди населения, и становилась все более отработанной, приобщая вновь прибывающих, как, например, Лейбористскую партию (Labour Party), к таким общепринятым постулатам, как парламентский суверенитет. Большие проблемы для национальных парламентов создал рост международной экономической и политической взаимозависимости, что ориентирует правящие элиты на принятие решений, имеющих наднациональный характер. Особенно явно это проявилось в случае с Европейским Союзом (EU), где наряду с совместной выработкой решений государственными руководителями идет законодательный процесс, предполагающий, что законодательство ЕС является высшим по отношению к законодательству каждой из стран-участниц. Помимо прочего, это бросает вызов и доктрине парламентского суверенитета. Однако в то же время беспокойство по поводу недостаточной демократической подотчетности процесса законотворчества в ЕС может привести к дальнейшему расширению полномочий Европейского парламента, а это означало бы, что центр тяжести изучения парламентов может просто переместиться из национального в наднациональный контекст. В этом случае, исходя из исторических условий развития Европейского парламента, можно предположить, что его конституционная, избирательная и партийная основы будут развиваться скорее по пути парламентских систем континентальной Европы, чем по английскому образцу. Представляется маловероятным, что будет создана развитая парламентская система правления ЕС, соединяющая законодательную и исполнительную власти.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Парламент

(англ. parliament , нем. Parlament , фр. parlement от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность. Парламент возник в Англии в ХШ в. Но его структура и функции в отдельных странах, порядок выборов до сих пор находятся в стадии становления и развития. Так, парламент в основном строиться на выборных началах, но в федеративных государствах парламентарии могут стать таковыми по должности, представляя административно-территориальные образования субъектов федераций. В зависимости от форм правления место и роль парламента различны, что отражается в его функциях, приемах и методах руководства и управления государством и обществом.

В Российской Федерации парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят о два представителя от каждого субъекта Федерации – главы представительной и исполнительной власти.

Государственная Дума избирается путем всеобщих прямых выборов; сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено находиться на иной государственной службе, совмещение должностей в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутатам Государственной Думы разрешается заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Федеральное Собрание (парламент) является постоянно действующим органом. Заседания обеих палат парламента являются открытыми, кроме отдельных случаев, предусмотренных регламентом палаты.

Конституция предусматривает право создания обеими палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Комитеты имеют отраслевую и функциональную направленность. Это постоянно действующие органы палат, занимающиеся разработкой законопроектов, организационными и иными вопросами. В комитетах могут создаваться подкомитеты. Комиссии носят временный характер, создаются для решения определенных задач.

Полномочия обеих палат парламента определены Конституцией России. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение на должность ряда высокопоставленных руководителей и другие.

Государственная Дума принимает федеральные законы; решает вопрос о доверии правительству, объявлении амнистии, назначении на должности и другие.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Парламент

(англ. parliament , от франц. parler говорить)

высший представительный орган власти. Во многих странах парламент имеет специальное название (напр., конгресс США, Федеральное Собрание Российской Федерации, норвежский стортинг). Впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

История становления парламента

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Понятие, признаки парламентов, их классификация

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 12 декабря 1993 г.: «Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94).

Парламенты (легислатуры), квазипарламентские учреждения - как органы, осуществляющие одновременно и функции представительства общества, и, одновременно - законотворческие функции - созданы в подавляющем большинстве государств современного мира, независимо от формы правления и политического режима: не только в конституционных, но и абсолютных монархиях; не только при демократических, но и чрезвычайных, военных и революционных режимах. Специалисты считают, что страны, где нет подобного рода учреждений, являются, скорее, исключением из правила.

Официальные наименования, применяемые для обозначения высших органов законодательной власти... чрезвычайно разнообразны. Как пишет известный российский специалист по конституционному праву зарубежных стран Н. С. Крылова: «Чаще всего употребляется термин «парламент». Классический пример - британский парламент. Некоторые конституции используют термин «легислатура». Распространены и иные наименования: Федеральное Собрание в Швейцарии, Конгресс - в США, Стортинг - в Норвегии, Альтинг - в Исландии, Генеральные Кортесы - в Испании, Кнессет - в Израиле, Народное Собрание - в Египте, Верховный Совет (Рада) - на Украине, Всекитайское собрание народных представителей и т. д. В России, как видим, согласно формуле Конституции РФ 1993 г. используется «двойное» название: Федеральное Собрание - парламент России.

Термин «парламент» происходит от латинского слова и в буквальном смысле означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор». Термин «легислатура» также происходит от латинского слова «lex» - закон. Первые прародители парламентов появились еще в XII-XIII вв. - испанские кортесы и английский парламент. Само выражение «парламент « вошло в обиход примерно в то же время. В Англии, которая считается родиной парламента (где возникло первое употребление понятия «парламент»), это слово первоначально использовалось для наименования послеобеденной беседы монархов. Позднее этим словом в Англии стали обозначать любые совещания при монархах, а еще позднее - периодически проводимые собеседования (консультации) короля с магнатами «по великим делам королевства». Вместе с тем, как отмечал известный российский государствовед, профессор конституционного права А. А. Мишин: уже в XII-XIII вв. чаще всего под словом «парламент» «разумеют постоянный совет из государственных мужей и судей, который получал петиции, рассматривал жалобы и вообще регулировал осуществление правосудия».Таким образом, исторически концепция парламента претерпела значительную эволюцию. Наряду с Англией сословные (сословно-представительные) учреждения, ограничивающие власть монарха, но несколько позже во времени возникли в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах, где они также в процессе эволюции и революций развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.


Однако действующие в современных государствах модели законодательных учреждений не однородны, не все они является парламентами. В частности, законодательные органы социалистических государств не являются образованиями парламентского типа. Так, не являлись парламентами органы государственной (законодательной) власти в СССР и РСФСР. Более того, как отмечают одни из авторов известной серии учебников «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» Б. А. Страшун и В. А. Рыжов: «Социалистическая концепция государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Не является парламентом и Всекитайское Собрание Народных Представителей - законодательный орган в Китайской Народной Республике, так как «в действительности решения таких органов лишь придают государственное оформление решениям узких руководящих органов (политбюро, центральных комитетов) коммунистических партий. Наконец, «в развивающихся странах, особенно в Африке и Азии парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти», т. е. не являются парламентскими образованиями по своей сути. Во всех указанных случаях использование термина «парламент» для обозначения высшего представительного органа возможно лишь в целях практического удобства, как элемент технологии, но по сути такое словоупотребление очень условно.

Квалифицирующим признаком парламента является и тот, что, как и в суде, в деятельности парламента, в отличие от органов исполнительной власти, должны строго соблюдаться правила надлежащей правовой процедуры. Такой специфической процессуальной формой деятельности парламента является законодательный процесс, все стадии которого четко расписаны в законе (регламенте парламента), а важнейшие стадии - законодательной инициативы, голосования по законопроекту - как правило, определены в конституции государства. Законодательная функция - главная, но не единственная функция парламентов. Наряду с законодательными, парламенты осуществляют и контрольные функции. Минимальный парламентский контроль - это бюджетный и финансовый контроль.

Разные научные позиции отражают разные способы определения объема и характера законодательной компетенции парламентов и указывают на необходимость различать понятия «относительно ограниченная компетенция» и «относительно определенная компетенция». Поэтому наряду с тремя указанными выше можно говорить еще об одной, четвертой, модели организации парламентов - о парламентах с относительно определенной компетенцией. Дифференциация парламентов на такие виды как: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной компетенцией - учитывает разницу объемов компетенции парламентов. А выделение парламентов с относительно определенной компетенцией связано с новой идеей - о подвижных ситуативно и во времени границах компетенции парламента. Поэтому одно и то же государство может попасть в разные классификационные группы (например, и в третью, и в четвертую).

Парламенты с относительно определенной компетенцией характеризуются следующими признаками. При этой модели организации парламента в конституции государства бывают закреплены как минимум три перечня полномочий в законодательной сфере: Федерации, ее субъектов, и третья сфера - совместного ведения или конкурирующей компетенции. По этому, третьему перечню вопросов законы может издавать как федеральный парламент, так и парламенты субъектов федерации. Таким образом, федеральный Парламент обладает не только сферой своего исключительного ведения, но и сферой законодательных полномочий, которую он делит с парламентами субъектов Федерации. Отсюда - «скользящая», относительная определенность компетенции и федерального парламента и парламентов субъектов Федерации.

Парламент - это высший законодательный и представительный орган в тех странах, где власть разделена на законодательную (она принадлежит парламенту) и исполнительную (в руках Президента и премьер-министра).

Названия парламента в разных странах мира

В некоторых странах парламент имеет одноименное название. Например, в Молдавии и Армении, Грузии и Азербайджане, Италии, Южной Осетии, Греции, Великобритании, Канаде, Румынии, Казахстане, Австралии и Грузии, в Науру и Новой Зеландии, а также других.

В ряде стран депутаты через Конституцию установили собственные наименования парламента. Например,
- в России парламент называется Федеральное собрание (состоит Совет Федерации - высшая палата и Государственная Дума - нижняя палата парламента),
- Швеции - Риксдаг,
- Финляндии - Эдускунта,
- США — двухпалатный парламент Конгресс (состоит из высшей палаты - Сената и нижней - Палатыпредставителей)
- в Германии - Бундестаг,
- Китае - парламент называется Всекитайское собрание народных представителей
- Туркмении - Меджлис,
- Израиле - Кнессет,
- Монголии - Хурал,
- Украине - Верховная Рада
- Болгарии парламент называется Народное собрание
- в Литве, Польши и Латвии название парламента - Сейм
- Швейцарии — парламент называется Федеральное Собрание (Штендерат и Национальрат)
- Сербии - Скупщина
- Эстонии — Рийгикогу
- в Японии - парламент называется Коккай (Палата советников и Палата представителей)
- в Хорватии - Сабор
- в Таджикистане - двухпалатный парламент называется Маджлиси Оли (Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон)
- в Туркмении - Меджлис
- в Узбекистане - двухпалатный парламент называется Олий Мажлис (Сенат и Законодательная палата)
- в Сирии - название парламента Народный совет

Парламент назван представительным органом, так как в нем регионы страны и всё население имеют представителей - депутатов, которые выбираются
- или по одномандатному округу - голосование за политические партии
- или по много мандатным (мажоритарным) округам, в каждом из которых население избирает свое кандидата.

Парламент может состоять из одной или двух палат, которые называются нижняя и верхняя. Обычно весь парламент или его нижняя палата формируется путем проведения всеобщих выборов. Так, в России - нижняя палата называется Государственной Думой, верхняя палата - Советом Федерации.

Законодательным органом парламент назван из-за того, что он наделен властью принимать законы, обязанные для граждан всего государства, в т.ч. для всех ветвей власти, включая Президента, кабинета министров, суда.

В некоторых случаях парламент также наделяется такими полномочиями как формирование и контролирование исполнительной власти. Например, он может правительству выносить вотум недоверия или проводить процедуру импичмента президента.

В каких странах нет парламентов

Нет парламентов в монархических государствах, где власть главы страны не ограничена.

  • Ватикан - абсолютная монархия, государство управляется Святым Престолом. Вся полнота власти принадлежит Папе Римскому, который выбирается кардиналами на пожизненный срок.
  • Саудовская Аравия - абсолютная монархия, где с 2005г. появились (по утверждению западным СМИ, явно симпатизирующих главному союзнику США на Ближнем Востоке) "признаки парламентаризма" в виде "муниципальных выборов" в местные органы власти. К выборам были допущены только мужчины старше 21 года. В местные органы власти были избраны, как правило, имамы местных мечетей.
  • Оман - абсолютная монархия в котором султан (опять же под нажимом США и Великобритании) с 1998г ввел "Совет шуры" - совещательный орган, в котором "спикер" назначается самим султаном, а 82 депутата имеют право рекомендовать султаны меры по экономическому и экологическому развитию государства, не касаясь международных вопросов.
  • Катар - абсолютная монархия в которой эмир сам назначает прообраз "парламента" (Консультативный Совет) из 45 членов, обещая в будущем, что 30 из них будут избираться.
  • Бруней - абсолютная монархия нет даже прообраза парламента, султан сам назначает исполнительную власть - правительство, состоящее из его ближайших родственников, которые руководят вооруженными силами, нефтедобычей, руководят регионами (4 административных округа - даера)
  • Мальтийский орден - выборная монархия, управляется Суверенным Советом. Возглавляет государство Великий Магистр, избраемый на пожизненный срок. Вместе с Великим Магистром на 5 лет избираются четыре главных чиновника государства (Великий Командор, Великий Канцлер, Хранитель Общей Казны, Великий Госпитальер).
Содержание парламента для госбюджета

Любая демократия требует жертв, в том числе средств на содержание парламента и работы депутатов. Они состоят из
- прямых затрат - финансирование аппарата парламента (от зарплаты спикера до уборщиц здания, коммунальных платежей, автопарка и т.д.)
- косвенных платежей - бесплатный проезд депутатов по стране железно дорожным и авиа транспортом, командировки за рубеж, бесплатная медицина и лечение депутатов, бесплатный туризм и отдых депутатов парламента в санаториях и домах отдыха, бесплатная недвижимость (аренда квартиры или постройка депутату квартиры), бесплатное авто и т.д.

Так,
- бюджет Госдумы России составляет чуть более 6.1 млрд рублей (около 190 млн. долларов США), из которых 4 млрд. рублей - фонд зарплаты депутатов парламента.
- содержание Верховной Рады - аппарата парламента Украины в 2012г. обошлись народу Украины в 865 гривен (или 105.5 млн. долларов США)
- в переживающий глубочайший кризис Греции - содержание парламента обходится народу Греции в 148.751 млн. евро (в 2012г. на 22 млн. больше), в т.ч. финансирование самих депутатов парламента обходится в 19.326 миллионов евро (против 21.226 млн. евро в 2012г.)
- сейм - парламент Латвии расходует на свое содержание 11.462 млн. латов (около 21 млн. долларов США)

Льготы депутатов парламента

В каждой из стран мира льготы депутатов парламента отличаются друг от друга, но имеют и много общего между собой. Так, депутаты Государственной Думы России имеют
- депутатская неприкосновенность по которой депутат парламента не имеет права быть задержанным и арестованным милицией, прокуратурой, судом.
- право на бесплатный проезд воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным транспортом (кроме такси), право вне очереди приобретать бесплатно билеты на этот транспорт.
- использование бесплатно служебный транспорта
- прибыв в командировку депутата обязана у трапа встретить машина из местного органа власти
- бесплатная гостиница
- бесплатное жилье в Москве в гостиничном номере разряда «Высший-А»
- при окончании депутатских полномочий в парламенте государство им оплачиваюет все расходы по переезду и выдается единовременное пособие «на устройство» в размере 1/2 жалованья депутата и 1/4 жалования членов семьи депутата парламента
- отпуск депутатов обеих палат парламента России (членов Совфеда и депутатов Госдумы) составляет 48 рабочих дней (по нормам самой вредной и опасной профессии в России)
- кроме отпускных депутатам парламента России выплачивается, так называемое, пособие на лечение в размере двух депутатских зарплат.
- после ухода на пенсию депутата (если он проработал в Совете Федерации или Госдуме России более 1 года) полагается надбавка к ежемесячной зарплате в размере от 55 до 75% заработка депутата, который ежегодно индексируется.
- депутату Госдуму выдается дипломатический паспорт.

История создания парламента

В древних государствах уже существовали органы народного представительства. Например, в Древнем Риме был Сенат. Самые древние парламенты - Тинвальд (Острова Мэн) и Альтинг (Исландия). Они были созданы в X веке. В других государствах имелись народные собрания, советы старейшин, вече и так далее. В Средние века распространилась сословно-представительная система. То есть органы, которые состояли из представителей разных сословий, выполняли роль, подобную парламенту. Например, во Франции были Генеральные штаты, в Испании - Кортесы, в России - Земский собор.

Считается, что родоначальником современного парламента является Англия. Еще в XIII веке там образовался прообраз парламента. Произошло это в тот момент, когда была подписана «Великая хартия вольностей» королем Иоанном Безземельным. Этот документ гласил о том, что король не имеет права без согласия королевского совета вводить новые налоги. Так что Великобритания стала первой страной, в которой всю полноту власти принял на себя парламент.

История свидетельствует о том, что парламенту была отведена роль амортизатора между обществом и властью. Также благодаря ему общество имело во власти своих представителей. Во время социальных катаклизмов парламент часто играл решающую роль. Примером может служить Английская революция XVII века.

Сначала парламент был всё-таки второстепенным органом, призванным просто сглаживать конфликтные ситуации между народом и властью. Но постепенно в большинстве стран он превратился в высший государственный орган.

О выборах в парламент

По демократическим меркам необходимо, чтобы парламент избирался непосредственно населением. Хотя бы одна его палата. Выборы, как индикатор, показывают настроение общества. Свое выражение они находят в политических партиях, имеющих разную направленность. Формирует правительство обычно партия, которая набрала большинство голосов. Иногда это может быть коалиция. Проходить выборы могут по двум системам: пропорциональной, когда выбираются партии и мажоритарной, когда выбираются депутаты от избирательных округов. Проводятся выборы регулярно (обычно 1 раз в 4-5 лет).

О составе парламентов

Парламентарии нижней палаты называются депутатами, а верхней - сенаторами. В парламент может входить разное количество людей - от нескольких десятков до двух-трех тысяч, но в среднем это 300-500 человек.

Если парламент двухпалатный, они называются по-разному. Например, нижняя палата в Великобритании называется Палата общин, а верхняя - Палата лордов. В России парламент разделен на Государственную думу и Совет Федераций, в США - на Палату представителей и Сенат, в Казахстане - на Мажилис и Сенат. Верхняя палата обычно формируется не таким демократическим путем как нижняя.

Парламент разделяется на палаты для того чтобы законопроекты, которые инициируются и принимаются нижней палатой, были одобрены верхней. Последняя чаще всего занимает позиции, которые близки правительству. Существует вариант многопалатного парламента, но только в одной стране - Испании.

Внутри парламента, как правило, создаются комиссии и комитеты, курирующие определенные вопросы. Например, вопросы экономики или иностранных дел. Задачи таких подразделений - готовить решения парламента на соответствующую тему.

Также в парламенте имеются фракции. Создаются они по политическому принципу обычно из представителей партии. Депутаты, которые не вошли во фракции, объединяются в депутатские группы.

Пример стран, в которых парламент однопалатный: Армения, Азербайджан, Латвия, Китай, Украина, Финляндия, Эстония.

Пример стран с двухпалатным парламентом: Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия, Румыния, США, Франция, Швейцария.

Международные парламенты

Некоторые созданные международные органы можно также определить как парламент. Обычно их работа проходит в структуре какой-то международной организации. Эти органы также могут избираться населением стран. Однако чаще всего их формируют представители национальных парламентов.

В Европейском Союзе, Парламенте Центральной Америки и Андийском совете имеются всенародные выборы в законодательное собрание. Планируется проводить такие выборы в Парламентскую ассамблею Союза России и Беларуси, а также в Арабский парламент.

В СНГ, ОБСЕ, НАТО и Совете Европы из представителей парламентов имеются Парламентские ассамблеи. Межпарламентский союз работает в Женеве. Это ассоциация парламентов мира. Существует также Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран. Она была учреждена в Стамбуле в 2008 году.

нем. Parlament, англ. parliament, фр. parlement parler - говорить) - высший представительный орган власти во многих странах, построенный целиком или гл. обр. на выборных началах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент

от фр. parler - говорить, совещаться).

1) Сословно-представителъное учреждение. Возникновение англ. п. относится к 1265 г., когда Симон де Монфор впервые созвал собрание крупнейших прелатов и баронов, пригласив также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее значительных городов. Окончательно англ. п. сложился к концу XIII в. в правление Эдуарда I. Англ. государство приобрело форму сословной монархии. В первой пол. XIV в. п. делился на две палаты (до этого существовал однопалатный п.): верхнюю - палату лордов и нижнюю - палату общин. В палату лордов личным письмом король приглашал крупных светских и духовных феодалов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов влиятельных монастырей). В палату общин избирались рыцари (выбирались на собраниях графств открытым голосованием, по два рыцаря от графства. Всего графства посылали в п. 74 рыцаря) и представители городов (при Эдуарде I в п. приглашали по два представителя от 165 городов, многие из которых были маленькими городками). Вместе они имели численный перевес над баронами и стали собирательно называться термином «общины». Гл. функцией п. было утверждение налогов и предоставление субсидий короне. В XIV в. п. приобрел право участвовать в издании законов (статутов, биллей). Палата лордов являлась высшим суд. органом по полит, делам. Низшие слои гор. населения и крестьянство в п. представлены не были.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!